Человеческий капитал является одним из важнейших движущих сил устойчивого экономического роста предприятия, что приобретает еще большую значимость в условиях изменений характера труда в период цифровой трансформации экономики. Портрет работника становится все более многогранным вследствие расширения сфер его активности. Поэтому проблема управления человеческим капиталом на основе формирования индивидуальных траекторий профессионального развития работников представляется актуальной, своевременной, социально и экономически значимой. В работе предлагается модель управления человеческим капиталом, предназначенная для разработки индивидуальных траекторий профессионального развития работников предприятия, формирование которых основано на методах машинного обучения — «машинного обучения с подкреплением». Модель формирует оптимальный режим управления и рассматривается как последовательный набор программных мероприятий, направленных на развитие работника в профессиональной сфере с учетом его изменяющихся в динамике индивидуальных характеристик состояния здоровья, уровня профессиональных и надпрофессиональных компетенций, мотивации, социального капитала. Архитектуру системы управления можно рассматривать как цифровой двойник работника предприятия, который объединяет среду — модель работника как марковского процесса принятия решений и модель управления — агента — центра принятия решений предприятия. Для максимизации функции полезности агента используются алгоритмы «машинного обучения с подкреплением» DQN, DDQN, SARSA, PRO. На основе проведенных экспериментов показано, что наилучшие результаты в смысле достижения максимальной полезности агента обеспечивает алгоритм DDQN. Практическую значимость имеют результаты, сгенерированные предлагаемой моделью, реализация которых позволит в кратчайшие сроки обеспечить рост инновационности и конкурентоспособности предприятия за счет улучшения качества человеческого капитала и роста ресурсной эффективности труда.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации