Статья посвящена исследованию факторов, которые влияют на распределение добавленной стоимости в глобальных сетях создания стоимости (ценности). На основе разработанной авторами методики оценки доли добавленной стоимости, приходящейся на отдельных участников сети (сопоставление рентабельности активов и средней заработной платы), проверяются наиболее известные точки зрения на закономерности данного распределения. Расчеты проводятся для высокотехнологичных и наукоемких отраслей — производство гражданских самолетов, автомобилестроение и фармацевтика. В рассмотренных отраслях не получили подтверждения распространенные в научной литературе утверждения о том, что преимуществами в распределении добавленной стоимости обладают центральные компании (интеграторы) сетей, а также компании, располагающиеся на крайних звеньях цепи (улыбающаяся кривая) — разработчики новой продукции и контролеры выхода на рынок. Показано, что на распределение добавленной стоимости в этих сетях влияют прежде всего страновые различия в уровне оплаты труда. Следующим по значимости фактором является отраслевая дифференциация уровней рентабельности производства и оплаты труда. Также повышающее воздействие на распределение добавленной стоимости, прежде всего рентабельности активов, оказывает уровень уникальности выпускаемой продукции.
Объектом исследования являются трансакционные цифровые платформы. Цель работы – на основе анализа экономического содержания понятия «цифровая трансакционная платформа» выявить основные характеристики этого феномена и исследовать условия, позволяющие обеспечивать экономическую эффективность деятельности данной модели организации бизнеса. В статье предлагаются авторская трактовка понятия цифровая трансакционная платформа, таксономия видов трансакционных платформ, анализ соотношения сфер деятельности и способов распределения выгод и издержек.
Построена экономико-математическая модель платформы с тремя группами агентов – поставщиками, посетителями (потенциальными покупателями) и рекламодателями. Особенности модели по сравнению с имеющимися аналогами: учет значительного числа взаимных зависимостей поведения трех групп агентов – поставщиков, потребителей и рекламодателей; переход от постановки задачи максимизации текущего дохода оператора платформы к постановке задачи окупаемости платформы как инвестиционного проекта; использование логистических функций для описания сетевого эффекта зависимости числа заключенных сделок от численности продавцов, количества продавцов от числа заключенных сделок (в предыдущем периоде) и цены рекламного места от количества пользователей.
Основные результаты работы: выявлены основные принципы управления ценообразованием на услуги платформы; продемонстрировано, что возможность достижения окупаемости проекта существенным образом зависит от скорости наращивания и исчерпания сетевых эффектов, что свидетельствует об очень высоких рисках неправильного прогноза динамики развертывания сетевых эффектов.