В статье изложен подход к оценке сбалансированности структуры государственной программы развития макрорегиона, позволяющий контролировать уровни самообеспеченности бюджетов входящих в него регионов. Данный подход продемонстрирован на примере государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» до 2025 г. Обоснованы две взаимосвязанные гипотезы о наличии отрицательной обратной связи между долей программных мероприятий рыночного характера в расходах консолидированного бюджета региона и долей безвозмездных поступлений в его доходах, а также положительной обратной связи между долей программных мероприятий рыночного характера в расходах консолидированного бюджета региона и долей налогов на экономическую деятельность в его доходах. Предложен подход к оценке обоснованности объемов направляемых в регионы федеральных трансфертов. Для этого введен показатель потенциала самообеспеченности бюджета региона. Информационно-аналитическую базу исследования составляют данные Федерального казначейства об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2001–2017 гг., а также бюджетная классификация Министерства финансов России. Основные выводы и результаты работы могут быть использованы для стратегического, в том числе бюджетного, планирования в целях совершенствования нормативно-правового обеспечения управления государственными программами регионального развития.
В статье показана возможность решения проблемы горизонтального бюджетного выравнивания в рамках российской модели программно-целевого бюджетирования, реализуемой посредством системы государственных программ Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных программ. Для этого предлагается решить две взаимосвязанные задачи: повысить бюджетную самообеспеченность субъектов РФ и перераспределить межбюджетные трансферты в соответствии с их социально-экономическими характеристиками. Обосновывается необходимость включения в процесс управления (разработки, реализации и мониторинга) государственными и муниципальными программами мероприятий, направленных на решение первой задачи и обеспечивающих контроль соотношения бюджетных расходов на реализацию социальных и коммерческих проектов. Данные мероприятия должны быть дополнены (вторая задача) ограниченной во времени политикой перераспределения межбюджетных трансфертов, учитывающей различное социально-экономическое положение субъектов РФ. С этой целью рассчитаны тестовые показатели, позволяющие определить, в какой степени погодовая динамика фактического распределения объемов межбюджетных трансфертов между субъектами РФ для каждого из восьми федеральных округов за период 2000–2018 гг. отвечает предложенному нами в предыдущих работах критерию — отрицательному значению коэффициента порядковой корреляции Спирмена между переменными «доля безвозмездных поступлений» и «потенциал бюджетной самообеспеченности». Сделана попытка установить корреляционную зависимость между рассчитанными значениями этих показателей и социально-экономическими характеристиками федеральных округов. Сделан вывод о том, что для корректной оценки влияния программно-целевого управления на региональное развитие необходимо учитывать параметры программ всех уровней бюджетной системы РФ в разрезе отдельной территории — субъекта РФ или их группы.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library