В статье предложена математическая модель, в рамках которой можно исследовать проблему выбора доли (степени) приватизации предприятия. В основе модели лежат предположения о возможности выбора момента приватизации, а также о стохастическом характере потока прибыли предприятия и его скачкообразном изменении после приватизации. Для выбора доли приватизации взята схема двухуровневой оптимизации, в рамках которой государство стремится максимизировать интегральный бюджетный эффект от функционирования данного предприятия (до и после приватизации). В предположении, что прибыль предприятия моделируется случайным процессом геометрического броуновского движения, исследуется структура оптимальной доли приватизации. Для случая линейного мультипликатора приватизации получено полное описание областей (в пространстве параметров модели), внутри которых оптимальными решениями будут отсутствие приватизации, частичная приватизация и полная приватизация. Выведена формула для оптимальной доли приватизации, исследована ее зависимость от параметров прибыли предприятия, налоговой нагрузки, а также норматива дополнительных отчислений чистой прибыли в бюджет. В частности, показано, что с ростом неопределенности (волатильности) прибыли оптимальная доля приватизации должна снижаться.
Построена модель взаимодействия инвестора, банка и государства при финансировании рискованных проектов. В рамках модели проводится исследование механизма государственных гарантий по кредитам. Предлагается оптимизационный подход к определению размера гарантий и кредитной политики банка при финансировании рискованных проектов. Проводится модельный анализ оптимальных решений государства и банка по кредитованию, обсуждается ряд экономических выводов.
Исследуется проблема компенсации повышенных процентов по кредиту с помощью неналоговых механизмов государственной поддержки: участия государства в софинансировании инвестиционных проектов и субсидирования процентов по кредиту. В качестве критерия компенсации рассматривается оптимальный ожидаемый NPV инвестора от реализованного проекта. Получена граница, в рамках которой проценты по кредиту могут быть скомпенсированы с помощью указанных механизмов государственной поддержки, а также выведен ряд условий, при выполнении которых компенсация обеспечивает неотрицательность бюджетного эффекта (т.е. ожидаемые налоговые поступления от реализованного проекта превысят затраты государства на поддержку проекта).
В статье предложена математическая модель, в рамках которой можно ставить и решать задачу стимулирования процесса приватизации государственного предприятия с помощью механизма налоговых каникул после приватизации. В основе модели лежат предположения о возможности выбора момента приватизации, а также о стохастическом характере потока прибыли предприятия и его скачкообразном изменении после приватизации. В качестве базовой схемы выбора момента приватизации и длительности налоговых каникул взята двухуровневая оптимизация, в рамках которой государство стремится максимизировать интегральный бюджетный эффект от функционирования данного предприятия (до и после приватизации). В предположении, что прибыль предприятия моделируется случайными процессами геометрического броуновского движения, в работе получены явные формулы для оптимального момента приватизации и оптимальной длительности налоговых каникул. Изучены условия, при которых оптимальные налоговые каникулы имеют нулевую или положительную длительность либо вообще не существуют. Проведено также исследование зависимости оптимального момента приватизации и оптимальных налоговых каникул от затрат покупателя на приватизацию, а также от величины налоговой нагрузки на предприятие.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library