Статья посвящена математическому моделированию процесса организации железнодорожных грузоперевозок на транспортной сети с большим числом промежуточных станций и расположенных между ними перегонов для временного хранения части грузов. Исследуется модель, прогнозирующая динамику загруженности станций и потоков, возникающих в транспортной сети, при заданной процедуре движения грузопотока, использующей две технологии, единые для всех станций. Первая технология основана на нормативных правилах взаимодействия соседних станций. Согласно ей интенсивность приема и отправки грузов на произвольной станции должна зависеть от загруженности соседних станций. Вторая технология зависит от технических возможностей станций и основана на взаимодействии станции с соседними перегонами. Неотъемлемой частью процесса организации грузоперевозок является система контроля. В данной модели применяется простая система контроля, при которой объемы грузов на соседних станциях должны совпадать с лагом времени, единым для всех станций. Такая модель описывается системой дифференциальных уравнений, удовлетворяющей нелокальным линейным ограничениям. Для этой модели исследуются режимы грузоперевозок, удовлетворяющие заданной системе контроля. Режимы описываются решениями типа бегущей волны и двумя типами их расширений. Один тип расширения зависит от корректировки технологий грузоперевозок и допускает разрывные решения, второй тип — от ослабления системы контроля и допускает выполнимость нелокальных линейных ограничений с заданной погрешностью. Стационарные режимы грузоперевозок исследуются на устойчивость.
Научные исследования затрагивают все сферы нашей жизни. Они являются не только методом познания мира вокруг нас, но также источником инноваций и новых технологий. В современном динамичном мире каждому государству становится все важнее генерировать инновации. Это необходимо, для того чтобы оставаться конкурентоспособным на мировой арене в самых различных сферах, будь то экономика, промышленность или освоение космоса. Поэтому сфера научных исследований и разработок в стране должна являться объектом особого национального интереса. Тем не менее уровень ее развития и эффективности все еще трудно поддается количественной оценке. Данная статья посвящена анализу сферы научных исследований и разработок в разрезе субъектов Российской Федерации (далее — РФ) с целью оценки ее эффективности, уровня дифференциации по регионам, а также прогнозирования динамики ее развития. Еще одной целью исследования является оценка финансового инструмента воздействия на эффективность научных исследований и разработок. Исследования проведены на основе построенной авторами агент-ориентированной модели (далее — АОМ). Выбор данного метода исследования обусловлен возможностями смоделировать систему, максимально приближенную к реальности, а также проведения большого числа экспериментов с различными исходными данными. Основным результатом наших численных экспериментов является расчет прогнозных значений результативности научных исследований и разработок в регионах РФ, а также оценка влияния финансовых затрат на этот показатель. Прогноз, полученный в результате данного исследования, показал, что более чем в 30 регионах страны наблюдается отрицательная динамика результативности научных исследований и разработок, которая сохраняется даже при существенном увеличении финансовых затрат в этой сфере.
Статья посвящена построению и исследованию модели организации железнодорожных грузоперевозок по круговой цепочке станций. Каждая станция характеризуется определенным числом путей, каждый из которых в произвольный момент времени может быть задействован, а также эффективностью их использования. Движение грузопотока осуществляется с помощью двух технологий. Первая технология основана на взаимодействии соседних станций и задает интенсивность потока между ними в зависимости от соотношения свободных путей на них и нормативного коэффициента, характеризующего пропускную способность перегонов (участков железнодорожной линии между станциями) и технические характеристики железнодорожного подвижного состава, осуществляющего перевозки. Ее дополняет вторая технология, задача которой заключается в том, чтобы в полной мере использовать пропускную способность станций, которая выражается количеством перевозимого груза за единицу времени в зависимости от загруженности станций и эффективности использования путей. Такая модель описывается системой дифференциальных уравнений с разрывными правыми частями. Аналитическое решение такой системы крайне затруднительно, поэтому, она была исследована численно. Приведены результаты численного исследования указанной системы, основная цель которых является определение динамики грузопотока, а также изучение ее зависимости от параметров модели, характеризующих пропускную способность станций и перегонов, а также от загруженности станций в начальный момент времени.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека