Статья посвящена проблеме экономического механизма государственных программ развития отраслей и регионов. Проблема исследуется на примере двух программ нефтегазохимического комплекса России. Проведен анализ развития указанного комплекса в свете мировых тенденций нефтегазохимии. Проекты указанных программ разбиты на группы: высокотехнологические проекты, мегапроекты, производящие продукцию массового спроса, и импортозамещающие проекты. Первые две группы соответствуют мировым тенденциям в нефтегазохимии. Рассматриваются основные элементы экономического механизма программ развития в свете проблем ценообразования. Доказывается необходимость применения контрактных цен, не подверженных рыночным колебаниям и одновременно обеспечивающих достаточный уровень рентабельности. Для стимулирования инвестиций в перспективные проекты рекомендуется устанавливать надбавки к ценам. Представлена модификация многокритериальной оптимизационной модели, предназначенной для формирования структуры инвестиционной части программы развития. В модели проводится согласование объемов финансирования и сроков запуска проектов с потребностью в средствах федерального бюджета, реинвестируемой прибыли и кредите. Детализирован способ, позволяющий с помощью модели изучить влияние цен на продукцию, производимую в рамках разрабатываемой программы, на ее структуру и показатели. Для исследования воздействия предложенного экономического механизма на структуру инвестиционной части программы проведены экспериментальные расчеты, которые показали существенное ее улучшение. Однако это воздействие имеет ограничения. Сделан вывод о необходимости повышения качества первоначальной структуры разрабатываемой программы.
В статье дается анализ методологии разработки государственных программ развития отраслей и регионов. Подробный анализ был дан в предыдущих работах авторов. Здесь же дано краткое описание опыта реализации программ 1990–2000-х годов. Представлен обзор официальных документов, касающихся этой темы. Для управления государственными программами предлагается разработанный авторами экономический механизм, который включает систему оценки программы, специфическое ценообразование и систему финансового обеспечения. Анализируется зарубежный опыт, в частности опыт разработки государственных программ в США и во Франции. Рассмотрен вариант модели оптимизации структуры инвестиционной части программы, предназначенный для определения потребности в кредите на разных стадиях реализации программы. Приведен пример формирования программы на основе реального материала. Авторы предлагают сделать программу гибкой, включать в нее не только крупные, но и небольшие проекты, которые в результате оптимизации могут позволить решать важные проблемы развития химического комплекса. Приведены экспериментальные расчеты, подтвердившие целесообразность предлагаемого экономического механизма.
В статье утверждается необходимость преодоления экономического кризиса посредством структурной перестройки экономики. Представлена методология обоснования инвестиционных программ.
В ситуации экономического спада, осложненного пандемией COVID-19, охватившей многие страны мира, включая Россию, необходимо выбрать пути, позволяющие обеспечить более или менее устойчивый рост экономики. Анализируется современное состояние химического комплекса России. Обоснован выбор химического комплекса в качестве одного из приоритетных направлений развития экономики России. Предлагается условная долгосрочная Программа развития российского химического комплекса, учитывающая недостатки фрагментарных правительственных мероприятий по развитию входящих в него отраслей химической и нефтегазохимической промышленности. Утверждается, что реализация указанной Программы позволит нарастить внутреннее предложение углеводородной продукции высокого передела, в целом содействуя сокращению сырьевой части российского экспорта. В развитие предложений авторов об оптимизации программы развития крупного промышленного комплекса в условиях ограниченных ресурсов предложен подход к выбору оптимального сочетания таких источников финансирования, как средства государственного бюджета, средства предпринимателей, долгосрочный кредит, а также реинвестированная прибыль, получаемая от реализации инвестиционных проектов, участвующих в такой программе. Представлены результаты экспериментальных расчетов варианта данной Программы с оптимальным сочетанием источников финансирования, позволяющим существенно улучшить ее целевые показатели, а также задействовать социально значимые низкорентабельные инвестиционные проекты малого и среднего бизнеса.
В статье показана возможность решения проблемы горизонтального бюджетного выравнивания в рамках российской модели программно-целевого бюджетирования, реализуемой посредством системы государственных программ Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных программ. Для этого предлагается решить две взаимосвязанные задачи: повысить бюджетную самообеспеченность субъектов РФ и перераспределить межбюджетные трансферты в соответствии с их социально-экономическими характеристиками. Обосновывается необходимость включения в процесс управления (разработки, реализации и мониторинга) государственными и муниципальными программами мероприятий, направленных на решение первой задачи и обеспечивающих контроль соотношения бюджетных расходов на реализацию социальных и коммерческих проектов. Данные мероприятия должны быть дополнены (вторая задача) ограниченной во времени политикой перераспределения межбюджетных трансфертов, учитывающей различное социально-экономическое положение субъектов РФ. С этой целью рассчитаны тестовые показатели, позволяющие определить, в какой степени погодовая динамика фактического распределения объемов межбюджетных трансфертов между субъектами РФ для каждого из восьми федеральных округов за период 2000–2018 гг. отвечает предложенному нами в предыдущих работах критерию — отрицательному значению коэффициента порядковой корреляции Спирмена между переменными «доля безвозмездных поступлений» и «потенциал бюджетной самообеспеченности». Сделана попытка установить корреляционную зависимость между рассчитанными значениями этих показателей и социально-экономическими характеристиками федеральных округов. Сделан вывод о том, что для корректной оценки влияния программно-целевого управления на региональное развитие необходимо учитывать параметры программ всех уровней бюджетной системы РФ в разрезе отдельной территории — субъекта РФ или их группы.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library