Цифровизация Латинской Америки в культурной сфере
Цифровизация Латинской Америки в культурной сфере
Аннотация
Код статьи
S0044748X0013576-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Виноградова Екатерина Алексеевна 
Аффилиация: Университет Синергия
Адрес: Российская Федерация, Москва
Вагнер Наталья Александровна
Аффилиация:
Университет Сорбонна
ЮНЕСКО
Адрес: Франция, Париж
Выпуск
Страницы
85-94
Аннотация

Цифровизация в экономике, политике, культуре и образовании в XXI столетии является основной моделью современной глобализации. Страны Латинской Америки, не будучи глобальными экономическими игроками на цифровом рынке, в то же время являются основными потребителями цифровых услуг, продаваемых развитыми государствами. При этом цифровая политика ряда латиноамериканских государств в области культуры позволила расширить экономические и коммуникационные возможности этой отрасли, способствуя региональной интеграции, модернизации некоторых сегментов культуры и созданию новых видов культурного продукта. В данной статье рассматривается влияние цифровизации на трансформацию культурной сферы Латинской Америки. На основе контент-анализа деятельности учреждений культуры определяются этапы становления цифровой эры в латиноамериканском регионе и даются практические рекомендации по внедрению цифрового контента в культурное медиапространство.

Ключевые слова
Латинская Америка, цифровизация, репозитория, геймификация, культура, сфера искусства, искусственный интеллект, межкультурная коммуникация, COVID-19, информационно-коммуникационные технологии, глобализация
Классификатор
Получено
26.01.2021
Дата публикации
30.03.2021
Всего подписок
24
Всего просмотров
2079
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Цифровая трансформация общественной жизни на сегодняшний день приобретает особую актуальность в связи с ускоренным переходом мировой экономики на цифровые платформы. США, Китай, страны Европейского союза (ЕС) являются глобальными игроками на рынке цифровых услуг, навязывая Латинской Америке уже готовую продукцию и тем самым лишая экономику региона возможности выстраивать самостоятельную цифровую модель. Профессор колумбийского университета Рауль Кац в своем исследовании «Экосистема и цифровая экономика в Латинской Америке» отмечает, что за последние 15 лет в латиноамериканских странах наметились заметный экономический спад и истощение сырьевого рынка, в связи с чем правительства этих стран столкнулись с проблемой трансформации своей экономики и стали агентами потребления в цифровом мире [1, p. 42].
2 Директор программы «Глобальные тенденции и будущее» Серхио Битар считает, что одной из причин цифрового разрыва между развитыми странами и латиноамериканским регионом является отсутствие фундаментальных исследований по коммуникации и информатизации в Латинской Америке. В статье «Работа будущего в Латинской Америке: как повлияет цифровизация и что предпринять?» ученый отмечает, что хорошо управляемая цифровая модель, созданная латиноамериканскими политиками, может стать важным фактором, расширяющим возможности для технологических инноваций и диверсификации производственной структуры региона, а повышение производительности, например, за счет так называемых цифровых дивидендов, может положительно повлиять на развитие экономики [2, p. 7].
3

ЦИФРОВАЯ ЭРА В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ: ИНТЕРНЕТИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

4 На сегодняшний день Интернет является постоянным и регулярным пространством для взаимодействия во всех сферах общественной жизни. Латинская Америка — это регион с самым быстрорастущим количеством интернет-пользователей в мире. Это обусловлено ментальными особенностями латиноамериканцев, которые исторически привыкли смотреть телевидение в среднем по восемь часов в день [3, p. 66]. В данном случае цифровое телевидение и другие онлайн-платформы, предоставляемые Интернетом, заменили привычные формы бытового уклада, особенно в молодежной среде. Так, по данным ComScore, латиноамериканцы тратят на социальные сети на 56% больше времени, чем представители всех других стран мира [5]. Уровень проникновения Интернета в латиноамериканском регионе на 50% выше, чем в Азии [4], при том, что доступ к интернет-ресурсам имеют только 50% населения Латинской Америки [5].
5 Огромный вклад в развитие Интернета как главного цифрового элемента внесли правительства латиноамериканских государств. Так, в период 2009—2016 гг. руководство Аргентины разработало и с успехом реализовало федеральный интернет-план, включающий организацию бесплатного цифрового телевидения на территории страны и расширения цифровых сетей в целом [6]. В Колумбии в 2010—2016 гг. с успехом были запущены программы по расширению доступа к Интернету во многих районах страны, в том числе по установке точек Wi-Fi в сельских районах [7]. Похожие программы, обеспечивающие бесплатный интернет-доступ, в рамках национальной цифровой стратегии были запущены в 2013 г. в Эквадоре. В период 2013—2014 гг. Мексика благополучно реализовала национальную цифровую стратегию в сфере комплексной модернизации информационно-коммуникационных технологий [8, p. 2]. Основной упор был сделан на улучшение мобильной связи, электронной коммерции, образования, здравоохранения и кибербезопасности. Таким образом, расширяющиеся возможности доступа к Интернету в регионе и стремительное распространение мобильных устройств тесно связаны с взрывным ростом использования социальных сетей в различных областях общественной жизни латиноамериканского региона.
6 Популярными социальными сетями в Латинской Америке считаются Facebook, Linkedin, Instagram, Twitter. Наиболее развитыми рынками для Facebook и его дочерней компании Instagram являются Бразилия, Мексика и Аргентина. К примеру, Бразилия — второй по величине потребительский рынок социальных сетей в мире после США, а Мексика занимает четвертое место по скорости потребления информации: 9 из 10 мексиканцев являются пользователями Facebook [7]. Социальная сеть Twitter активнее всего задействована в Аргентине отчасти благодаря бывшему президенту Кристине Фернандес де Киршнер, которая является популярным политическим блогером этой сети и с успехом продвигает свои программы среди пользователей.
7 В период 2009—2020 гг. в регионе наметился рост использования и местных социальных сетей, таких, как Sonico, Hi5, Orcut и др. Однако они значительно уступают по популярности международным, что приводит к отставанию Латинской Америки в деле развития цифровой экономики и сферы услуг.
8

ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА И БИЗНЕС-ИНДУСТРИЯ

9 Появление международных и региональных цифровых платформ — социальных сетей, блогов, аудиовизуальных онлайн-групп — свидетельствует о поворотном моменте в культурной трансформации латиноамериканского общества: массовая культура неразрывно связана с массовой коммуникацией, дающей возможность большому количеству участников информационного потока транслировать свои культурные установки столь же большому количеству реципиентов [9, p. 57]. Развитие информационных технологий способствуют значительному сокращению операционных расходов, в частности для издательской, музыкальной и аудиовизуальной индустрии, в связи с резким сокращением переменных финансовых затрат, связанных с хранением, транспортировкой и распространением таких продуктов, как книги, видеоматериалы или аудиозаписи. Цифровые инструменты позволяют более эффективно инвестировать в исследования и рекламу.
10 Существенно экономя средства, сегодня можно более точно сегментировать и контролировать аудиторию при проведении маркетинговых исследований благодаря сложным алгоритмам, которые поддерживают интернет-платформы, что позволяет четко профилировать вкусы пользователей, их психологические характеристики, место жительства, возраст, пол и другие социально-экономи-ческие факторы, имеющие основополагающее значение для маркетингового планирования. Цифровые технологии не только способствуют принятию удачного маркетингового решения, но и влияют на само творчество артистов, художников и музыкантов. Ярким примером здесь может послужить творческий опыт известного колумбийского музыканта Карлоса Муньоса, который приобрел популярность, самостоятельно выпустив альбом с помощью мобильного устройства и использования цифровых платформ.
11 В период 2018—2020 гг. наметилась также личная активность многих деятелей латиноамериканского искусства и культуры в социальных сетях, в частности, в Instagram и на YouTube. В качестве примера можно привести официальный аккаунт в Instagram мексиканской актрисы и телеведущей Виктории Руффо, насчитывающий 1,8 млн подписчиков [10]. В последние годы практически все известные актеры и музыканты ведут свой блог, что является отличным рекламным ходом как для них самих, так и для той продукции, которую они продвигают. Кроме того, персональный блог — это хороший дополнительный заработок.
12 Политика в области продвижения местных культурных традиций и поддержки деятелей культуры реализуется во многих странах латиноамериканского региона. Так, в Аргентине в 2011 г. были приняты меры по привлечению крупных дистрибьюторов для распространения и популяризации национальных фильмов. Одной из главных целей этого проекта был прокат данных картин за рубежом. Однако предпринятые шаги не смогли простимулировать местную кинопромышленность, и в результате пересмотра концепции произошла концентрация дистрибуции лишь нескольких местных кинопроизводств, что укрепило власть этих компаний, превратив их почти в олигополию.
13 В марте 2016 г. в Эквадоре была создана специальная платформа Latitud1x1 [11], позволяющая национальным музыкантам продвигать их творчество через электронные СМИ. С помощью данного информационного маркетингового проекта удается сохранять и популяризировать культурные традиции, а также оказывать финансовую поддержку начинающим музыкантам. Колумбия стала страной — пионером в создании онлайн-театра, основанного на вымышленной вселенной, через пространство Facebook. Таким образом, цифровые платформы позволили расширить поле для межкультурного диалога, снимая региональные ограничения.
14 В первой четверти XXI в. физическая дистанция уже не является проблемой для организации совещаний и создания творческого коллектива. Об этом свидетельствует проведение ряда виртуальных мероприятий в Латинской Америке, в частности, фестиваля кино в Сан-Педро-де-Сула, фестиваля цифровой культуры и творчества Creatividad Digital («Искусство будущего»), объединяющего Испанию, Аргентину, Колумбию и Бразилию, International Image Festival (Международный фестиваль имиджа) в Колумбии, фестиваля электронных искусств Tránsito («Транзит») в Мексике. В период пандемии COVID-19 в сентябре 2020 г. на разных информационных площадках прошел первый международный фестиваль ибероамериканского театрального пространства, получивший название Intimidades extraordinarias («Экстраординарная интимность»), объединивший деятелей искусства Аргентины, Бразилии, Чили, Кубы, Сальвадора, Мексики, Панамы и Испании [12].
15 Вместе с тем превалирование в регионе международных цифровых платформ и захват ими информационного пространства являются настоящим экономическим и культурным вызовом для латиноамериканского региона, ставят под угрозу исчезновения местное творческое разнообразие и грозит потерей цифровых дивидендов. Особо уязвимым в этом контексте представляется нематериальное наследие этнических культур коренных народов, поскольку именно они в большей мере подвергаются воздействию культурной гомогенизации, типичной для процесса глобализации.
16 Компании Spotify, Amazon Prime, YouTube и Netflix привлекают все больше интернет-пользователей Латинской Америки, предлагая им, казалось бы, привычный формат культурного потребления. Ярким примером может послужить захват Netflix крупнейшим американским поставщиком сериалов и фильмов — регионального кинорынка и кинопроизводства в целом. Одной из ключевых стратегий корпорации стало грамотное изучение контента телевизионной продукции, пользующегося популярностью в регионе. Следующим шагом в области захвата латиноамериканского кинорынка и цифровых платформ было заключение в 2011 г. контрактов с ведущими латиноамериканскими медиаконгломератами на показ сериальной продукции через платформу Netflix. В результате, теряя потенциального зрителя и огромные доходы, мексиканская телекомпания Televisa создала свою цифровую платформу Blim, разорвав контракт с Netflix. На протяжении нескольких лет между компаниями шла непрерывная информационная война в СМИ, результатом которой стал репутационный подрыв Televisa [13].
17 Популярность Netflix позволила ей создать успешное кинопроизводство в регионе, в частности в Мексике. К созданию телесериалов привлекаются ведущие латиноамериканские продюсеры, режиссеры, музыканты, актеры и сценаристы. В 2019 г. Netflix начала выпускать биографические теленовеллы и комедийные сериалы, пользующиеся огромной популярностью у латиноамериканского телезрителя, среди которых можно выделить такие, как La vida de Carlos Tevez («Жизнь Карлоса Тевеза»), Luis Miguel («Луис Мигель»), Bolívar («Боливар») и др. В 2020 г. Netflix анонсировала выпуск многосерийной адаптации романа колумбийского писателя Габриэля Гарсии Маркеса Cien años de soledad («Сто лет одиночества»). Исполнительными продюсерами картины заявлены сыновья писателя Родриго Гарсиа и Гонсало Гарсиа Барчи [14]. Съемки телесериала пройдут в Колумбии, а к работе в очередной раз планируют привлечь лучших кинематографистов Латинской Америки. Таким образом, Netflix полностью завоевала латиноамериканский кинорынок, используя брендовый жанр — телесериалы, что может в ближайшие годы привести к полному финансовому и производственному краху региональных латиноамериканских телевизионных конгломератов, качество телепродукции которых ниже, чем у конкурентов.
18 Похожая ситуация складывается и на латиноамериканском книжном рынке. Так, еще в 2015 г. в Латинской Америке цифровыми были 22 из 100 опубликованных книг. К 2020 г. это количество возросло вдвое. Страны, где выходит больше всего книг в цифровом формате, — это Куба (46%), Венесуэла (36%), Гватемала (26%), Мексика (25%), Бразилия (24%) и Колумбия (24%) [15]. Что касается аудиокниг, то бразильский сервис Ubook имеет около миллиона слушателей, оплачивающих ежемесячную подписку в размере 4,5 долл. [15]. Однако доминирующей в регионе является международная книжная платформа Amazon, составляющая огромную конкуренцию региональным книжным сервисам.
19

ИНТЕРАКТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО — ГЛАВНЫЙ КАТАЛИЗАТОР МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

20 В условиях давления крупнейших международных цифровых платформ интеграционные объединения и правительства латиноамериканских стран оказывают поддержку местным культурным и общественным организациям. Усилия, предпринимаемые, в том числе, и на уровне государства для сохранения культурной идентичности, весьма значительны и разнообразны [16, p. 28].
21 Страны Латинской Америки имеют самостоятельные инвестиционные платформы для привлечения творческих работников к экспериментальным работам с использованием цифровых технологий в области образования и культуры. Так, в 2006 г. в целях содействия сотрудничеству между странами региона по инициативе Организации ибероамериканских государств по вопросам образования, науки и культуры была создана цифровая платформа Iberoamericana («Ибероамерикана»). Практическим воплощением региональной политики в области цифровизации стала Asociación de Bibliotecas Nacionales de Iberoamérica) (Библиотечная ассоциация ибероамериканских стран) [17]. В 2012 г. была создана электронная библиотека Biblioteca Digital de Patrimonio Iberoamericano («Ибероамериканское наследие»), которая предоставляет библиотекам, входящим в объединение, точки доступа к их цифровым ресурсам.
22 В 2014 г. в рамках XXIV ибероамериканской встречи на высшем уровне обсуждалась цифровая повестка дня в области культуры, которая должна была способствовать консолидации ибероамериканского культурного пространства и его встраиванию в глобальные информационные сети. Кроме того, участники Общего рынка стран Южного конуса (Mercado Común del Sur, Mercosur) в сотрудничестве с ЕС запустили цифровую платформу Audiovisuals (RECAM). Ее основной задачей является укрепление позиций кинематографии и распространение местного аудиовизуального контента внутри регионального блока. В настоящее время на этой платформе запущено уже более 30 проектов в Аргентине, Бразилии, Парагвае, Уругвае и Венесуэле [18]. Межконтинентальная лаборатория цифрового гражданства, разработанная культурным центром Испании в Мексике, является еще одной прогрессивной платформой, объединяющей обе страны в культурно-учебном пространстве.
23 К 2020 г. во многих латиноамериканских государствах сложилось свое цифровое культурное пространство. Ярким примером является Национальная библиотека Мексики, в рамках которой в 2010 г. было создано уникальное цифровое культурное учреждение — Biblioteca digital mexicana (Мексиканская цифровая библиотека), объединяющее 13 национальных библиотек и архивов страны. Еще одним примером может служить Centro Mexicano de Cultura Digital (Мексиканский центр цифровой культуры), созданный по инициативе министерства культуры. Этот многофункциональный и междисциплинарный центр проводит в цифровой среде многочисленные рекламные мероприятия в области образования и культуры. При содействии Национального центра искусства для обучения общественности электронному искусству был создан Centro multimedia de México (Мультимедийный центр Мексики).
24 В период пандемии COVID-19 цифровой прорыв стал наиболее актуальным вызовом для министерств культуры стран Латинской Америки. В ряде государств с успехом были созданы репозитории и реализованы цифровые проекты в различных художественных областях, в частности в музеях. Перуанский Museo Larco (Музей Ларко) стал первым в Латинской Америке, который оцифровал свою коллекцию и сделал ее доступной для внутренней и внешней целевой аудитории через онлайн-каталог. На сайте музея представлен огромный выбор аудиовизуальных экскурсий [19]. На данный момент лидером по цифровизации среди музеев и созданию в них интерактивного пространства является Бразилия. Так, старейший художественный музей города Сан-Паулу Pinacoteca (Пинакотека) в период пандемии запустил виртуальный тур, представил фильмы из коллекции музея, отрыл многочисленные онлайн-выставки, историко-образовательные занятия и игры для детей [20].
25 В таких музеях, как Museu do Amanhã (Музей будущего), Museu de Arte de São Paulo (Музей искусств Сан-Паулу), Museu Nacional (Национальный музей), в период пандемии также появилось множество виртуальных экскурсий и других форм геймификации. В Аргентине одним из наиболее крупных музеев, создающих репозитории с 2018 г., является исторический Museo Sarmiento (Музей Сармьенто) [21]. Второе место занимает Museo Nacional de Bellas Artes (Национальный музей Искусств в Буэнос-Айресе), насчитывающий порядка 2,5 млн оцифрованных работ и предлагающий виртуальным посетителям бесплатную онлайн-экскурсию по основной экспозиции и своим коллекциям [22]. Музей и одновременно творческая площадка Centro Cultural Recoleta («Реколета») знакомит посетителей с творчеством молодых деятелей искусств Аргентины. В «Реколете» регулярно проводятся онлайн-концерты, выставки и презентации книг молодых писателей [23]. Museo de Arte Lati-noamericano de Buenos Aires (Музей латиноамериканского искусства в Буэнос-Айресе) предлагает своим виртуальным посетителям не только бесплатные онлайн-экскурсии по экспозиции и коллекциям, но и платные лекции известных деятелей науки и искусства [24].
26 В Мексике Gran Museo del Mundo Maya de Mérida (Большой музей мира майя в Мериде) в рамках своего инновационного проекта, направленного на модернизацию и цифровизацию коллекции, предлагает посетителям огромный выбор интерактивных экскурсий, выставок, образовательных программ [25]. Передовыми учреждениями в регионе в области оцифровки и создания онлайн-версий своих коллекций также являются Museo Nacional de Colombia (Национальный музей Колумбии), Museo Nacional de Costa-Rica (Национальный музей Коста-Рики), Museo Nacional de Ecuador (Национальный музей Эквадора), Museo de Arte Contemporáneo, MAC Panamá (Музей современного искусства Панамы), Museo de la Solidaridad Salvador Allende (Музей солидарности им. Сальвадора Альенде), Museo Nacional de Bellas Artes de Chile (Национальный музей изящных искусств Чили), Museo de Bellas Artes de Caracas (Музей изящных искусств Каракаса) и Galería de Arte Nacional (Национальная художественная галерея Каракаса) в Венесуэле.
27 Таким образом, в регионе происходит плавная ликвидация цифрового разрыва между входящими в него странами и другими государствами ми-ра [26], и зарождаются новые формы межрегиональной культурной коммуникации. Тем не менее более половины латиноамериканских стран еще не приступили к созданию репозиториев своих музейных коллекций, среди которых можно выделить Кубу, Никарагуа, Боливию, Уругвай, Парагвай. Их цифровое отставание негативно влияет на общую региональную и международную межкультурную коммуникацию, значительно тормозя создание латиноамериканской культурной цифровой платформы для сохранения культурных и национальных ценностей и идентичности.
28 Следует отметить, что цифровая эра и виртуальное знакомство с материальной культурой ставят человека в определенные цифровые рамки, лишая возможности традиционного общения с мировым искусством. Тем самым нарушается психологический и культурный диалог между художником и зрителем. Внедрение элементов искусственного интеллекта в межкультурную коммуникацию «машинизирует» не только произведения искусства, но и самого индивида. Вместе с тем большинство исследователей положительно оценивают влияние цифровой революции на межкультурную коммуникацию. Так, российский исследователь-искусствовед М.В.Москалюк отмечает, что «искусство в эпоху его тотальной воспроизводимости не только не утрачено, но и актуально, востребовано, охраняемо. По отношению к подлинным шедеврам всех видов искусств, которые стали в эпоху глобализации общечеловеческим достоянием, интерес только нарастает» [27, p. 97].
29 Цифровизация в странах Латинской Америки является результатом глобализационного развития современного общества и затрагивает все сферы экономическую, политическую, социальную и культурную. Интеграционные объединения и страны региона проводят скоординированную политику по внедрению новых цифровых технологий в культурные и образовательные субъекты для сохранения национальных и культурных ценностей и интеллектуальной преемственности между поколениями. За последние 15 лет региональная цифровизация способствовала расширению межкультурной коммуникации как между странами региона, так и между различными континентами, знакомя виртуального зрителя с культурой и традициями Латинской Америки и расширяя возможности для экономической и финансовой поддержки определенных сегментов культуры. В регионе значительно выросло количество новых форм цифрового искусства и культуры — онлайн-фестивалей, виртуальных театров, виртуальных видов художественного творчества и геймификации.
30 Тем не менее цифровые платформы транснациональных корпораций, являющиеся каналами межкультурной коммуникации в мировом масштабе, негативно влияют на экономические и культурные процессы в латиноамериканском регионе, ослабляя интеллектуальный диалог между региональными субъектами культуры. Ярким примером может служить кризис в латиноамериканском кинематографе, вызванный цифровой гегемонией американской корпорации Netflix [13, p. 20]. Следует также подчеркнуть, что массовая культура, транслируемая в онлайн-формате, поглощает внимание латиноамериканцев, они становятся лишь потребителями этой культуры и все меньше создают собственный культурный продукт.
31 Цифровое отставание Кубы, Никарагуа, Боливии, Уругвая и Парагвая в области музееведения, а также отсутствие там цифровых культурных платформ приводят к постепенному вырождению ментальных особенностей и национальных культурных традиций в этих странах. Кроме того, являясь агентами цифрового потребления, власти этих государств не стимулируют свои отстающие экономики, поскольку дивиденды от продажи цифровой сферы услуг полностью отсутствуют.
32 В эпоху цифровой революции и внедрения искусственного интеллекта в разные сегменты культуры, искусства и образования правительствам стран Латинской Америки, как нам представляется, следует расширять финансовые и другие возможности для создания цифровых платформ, проводить более активную политику в социальных сетях как трансляции латиноамериканских культурных ценностей в мировом масштабе, так для сохранения историко-культурной памяти латиноамериканских народов.

Библиография

1. Katz R. El ecosistema y la economía digital en América Latina. Editorial Ariel; Fundación Telefónica; Editorial Planeta. Barcelona, 2015, 425 p. Available at: https://repositorio.cepal.org/bitstream/handle/11362/38916/1/ecosistema_digital_AL.pdf (accessed 10.01.2021).

2. Bitar S. El Futuro del trabajo en América Latina: ¿Cómo impactará la digitalización y qué hacer? Diálogo Interamericano, 2019, pp. 3-30.

3. Orozco G., Miller T. La Televisión más allá de sí misma en América Latina. Comunicación y Sociedad. Departamento de Estudios de la Comunicación Social, Universidad de Guadalajara, 2017, N 30, pp. 107-127.

4. Las TIC y los medios digitales en Iberoamérica: un nuevo campo de debate para la cultura. Observatorio de Industrias Creativas, 2014. Available at: https://oibc.oei.es/uploads/attachments/452/C4.pdf (accessed 15.01.2021).

5. Las oportunidades de la digitalización en América Latina frente al Covid-19. Corporación Andina de Fomento, Naciones Unidas, 2020. Available at: https://repositorio.cepal.org/bitstream/handle/11362/45360/4/OportDigitalizaCovid-19_es.pdf (accessed 10.01.2021).

6. Créase el Plan Nacional de Telecomunicaciones «Argentina Conectada». Comisión Nacional de Comunicaciones, 2010. Available at: http://www.enacom.gob.ar/multimedia/normativas/2010/Decreto%201552_10.pdf (accessed 10.01.2021).

7. Kulesz O. La Cultura en el entorno digital. Organización de las Naciones Unidas para la Educación, la Ciencia y la Cultura, 2017, № 7. Available at: https://es.unesco.org/creativity/sites/creativity/files/dce-policyresearch-book2-sp-web.pdf (accessed 10.01.2021).

8. Bizberge A. Políticas de comunicación y convergencia digital en América Latina. Un estudio sobre Argentina, Brasil y México. Institut Barcelona d’Estudis Internacionals (IBEI), 2017, N 53, pp. 1-72.

9. Сергеева И. Л. Трансформация массовой культуры в цифровой среде. Culture and Civilization, 2016, Vol. 6, Is. 6А, p. 55-65.

10. Instagram Victoriaruffo Available at: https://instagram.com/victoriaruffo?igshid=dq4z7ahsc7r1 (accessed 15.01.2021).

11. Contact us — Latitud 1x1 Ecuador — Supercom. Available at: http://latitud1x1ec.supercom.gob.ec (accessed 09.01.2021).

12. Festival «Intimidades extraordinarias» el primer festival online del Corredor de Teatro Latinoamericano. Available at: https://www.nodal.am/2020/09/intimidades-extraordinarias-el-primer-festival-online-del-corredor-de-teatro-latinoamericano/ (accessed 13.01.2021).

13. Elia M., Cornelio M. Melodrama mexicano en la era de Netflix: algoritmos para la proximidad cultural. Comunicación y Sociedad, 2020, e7481, pp. 1-25.

14. Netflix. Cien años de soledad. Series colombianas. Available at: https://www.netflix.com/ru/title/81087583 (accessed 10.01.2021).

15. Kulesz O. La edición digital en América Latina. Valor de Cambio. Recuperado, 2016. Available at: http://valordecambio.com/11863 (accessed 12.01.2021).

16. Ибероамерика: культурная идентичность в эпоху глобализации. М., ИЛА РАН, 2019, 279 c.

17. Biblioteca Digital del Patrimonio Iberoamericano. Available at: http://www.iberoamericadigital.net/es/Inicio/ (accessed 10 .01.2021).

18. El listado de las salas, así como el catálogo de películas y la programación en cada país pueden consultarse desde el sitio. Available at: http://mercosuraudiovisual.org (accessed 02.01.2021).

19. Museo Larco. Available at: https://www.museolarco.org/catalogo/ (accessed 03.01.2021).

20. Pinacoteca. Available at: http://museu.pinacoteca.org.br/en/home-2/ (accessed 06.01.2021).

21. Museo Sarmiento. Available at: https://museosarmiento.cultura.gob.ar/noticia/coleccion-digital/ (accessed 01.01.2021).

22. Museo Nacional de Bellas Artes. Available at: https://www.bellasartes.gob.ar/coleccion/ (accessed 04.01.2021).

23. Centro Cultural Recoleta. Available at: http://www.centroculturalrecoleta.org/ (accessed 01.01.2021).

24. Museo de Arte Latinoamericano de Buenos Aires. Available at: https://coleccion.malba.org.ar/ (accessed 05.01.2021).

25. Gran Museo del Mundo Maya de Mérida. Available at: https://www.gran-museodelmundomaya.com.mx/exposiciones/exposiciones-temporales (accessed 23.01.2021).

26. Sunkel G., Trucco D., Espejo A. La integración de las tecnologías digitales en las escuelas de América Latina y el Caribe. Una mirada multidimensional. CEPAL, 2014, Santiago de Chile. Available at: http://www.codajic.org/sites/www.codajic.org/files/LaIntegraciondelasTecnologiasdigitales.pdf (accessed 14.01.2021).

27. «Цифровизация культуры и культура цифровизации: современные проблемы информационных технологий». Материалы Всероссийской. научной конференции (08.10.2020) под ред. С.Ю.Житенёва. М.: Институт Наследия, 2020, 204 с.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести