The Revolutionary Transformation of essence, content and form of the Russian state (To the centennial of the Great October)
Table of contents
Share
QR
Metrics
The Revolutionary Transformation of essence, content and form of the Russian state (To the centennial of the Great October)
Annotation
PII
S013207690000211-4-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Veniamin Chirkin 
Affiliation: Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation
Edition
Pages
49-56
Abstract

The first major legal change of the substance in Russia's largely feudal state in a capitalist direction was the Imperial manifesto of 1961 abolishing serfdom, the second is the 1905 revolution and the basic laws of 1906, and the basic laws of 1906 were enshrined some of the personal and political rights of a constitutional nature, the State Duma as the body partly similar to Parliament was created, but large feudal elements in essence and content of state survived, and in political system and the form of the state were dominated. While maintaining basically the former essence changes in the content and form of the Russian State were introduced by the February revolution, 1917, when in the midst of anarchy (monarch abdicated, heirs refused) 2 (15) March 1917 by agreement between the Temporary committee of The State Duma and the Executive Committee of the newly created from "bottom" of the Petrograd workers and soldiers deputies soviet established a Provisional Government, as an organ of legislative and executive powers. By its ruling the Provisional Government changed the form of governing in Russia. The state became a Republic. The ensuing revolution 25 October (7 november) 1917. was totalitarian-socialist in nature. It has fundamentally changed the essence, content and form of the Russian state. In was created a Socialist in type, totalitarian-socialist in content not in the form of the democratic republic (Engels) and in the form of the Republic declared by the Republic of Soviets (council) first, RSFSR, USSR then. In fact, the soviets were a tool of Communist Party (CPSU), which according to the constitutions for forever was declared the party's leadership, became organs of the party-state nomenclature, Antitotalitarian revolution at the turn of the 80-90-ies of the XX centure after the collapse of the Soviet Union in 1991 definitively changed the essence, content and form of the Russian state. But for genuine socialism time apparently did not come, though it should be pursued. This requires objective data: much more highly developed productive forces (including science), an other society, other methods of distribution of the social product and, more importantly, other persons (men and women). Apparently. at this stage of development of the mankind possible more developed social systems is a social-democratic capitalism, with some elements of socialism in the form of a social-democratic republic that includes former (including some soviet) and new institutions direct direct popular democracy provided by the modern developments of science and technology.

Keywords
The Russian State, essence, content, form, frontiers of transformation, modernity
Received
31.07.2018
Date of publication
09.10.2018
Number of purchasers
12
Views
2513
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1

Общество, государство, революция

Независимо от того, в каком аспекте мы будем рассматривать государство (с позиций традиционного подхода - как соединения власти, территории и населения; в большевистском подходе - как государственный аппарат, “машина, дубина” эксплуататоров, отнятая у них пролетариатом (В.И. Ленин); как политическую организацию общества (Ф.М. Бурлацкий, Л.С. Мамут и др.); с интегративных позиций - как высшую форму территориального и социального публично-правового сообщества людей, объединяемого суверенной государственной властью, или иначе), государство не может быть другим, чем общество, частью которого или особой организационной формой оно является. Политические, особенно “верхушечные”, революции могут иногда частично изменять такое соответствие, элементы содержания, иногда форму (например, в Греции в 1986 г.), но нередко (особенно перевороты, называемые иногда революциями) меняют только лиц у власти. Так бывало в странах Азии, Африки, Латинской Америки.

2 Коренные изменения сущности, содержания и формы государства осуществляются в результате социальных революций. Социальная революция может приводить государство в соответствие с социально-экономической и в целом цивилизационной ступенью развития общества. Далее государство развивается по новой схеме связей и отношений, “дорабатывая”, совершенствуя сложившиеся в основном до этого экономические, социальные и политические отношения в обществе. Но в результате социальной революции может установиться и такая власть, которая создает в обществе социально-экономические отношения, каких ранее не было, или восстанавливает ликвидированные на иной ступени развития. В этом проявляется творческая роль государства, его аппарата и самого государственно организованного общества. Все это мы видим на опыте развития российской государственности в течение последнего века.
3 В принципе в обычных условиях общество развивается эволюционно. В нем всегда есть противоречия (иногда в том числе антагонистические), но народ стремится избегать революций, которые влекут массовые разрушения, упадок в развитии и жертвы. Тем более революции не нужны существующей власти.
4 Однако право народа на революцию, на смещение правительства, угнетающего его, существует. Оно было закреплено в первых документах буржуазно-демократических революций ХVIII в. (Декларация независимости США 1776 г. и французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. считаются действующими конституционными документами и в настоящее время). Теперь такие положения в конституциях очень редки, но в специфических формулировках ограниченного характера и для определенной цели (защиты конституционного строя) они есть. Статья 3 Конституции Республики Гондурас 1982 г. устанавливает: “Никто не должен подчиняться правительству, узурпировавшему власть… Народ имеет право на восстание для защиты конституции оного порядка”. В Конституции Перу 1993 г. также говорится, что “гражданское население (не военные. - В.Ч.) имеет право на восстание в защиту конституционного строя” (ст. 46).
5 Кроме того, в менталитете многих народов сложилось убеждение в необходимости мирного характера революций, если таковые будут. Об этом можно судить по событиям в Португалии 1974 - 1976 гг., в странах Восточной Европы на рубеже 80 - 90-х годов (кроме Румынии, где была вооруженная борьба), когда принципиально изменялся общественный строй, по программам некоторых коммунистических партий (например, о парламентском пути к социализму в Великобритании).
6

Буржуазно-демократические революции 1905 и 1917 гг. и государство

Сущность, содержание и формы Российского государства в течение многих веков изменялись существенно, а то и коренным образом. Из раннефеодального по сущности, содержанию и форме (раздробленная великокняжеская монархия) оно превратилось в своеобразное феодальное и позднефеодальное государство, а затем переросло в капиталистическое (буржуазное), государство (на наш взгляд, правовым рубежом была отмена крепостного права Манифестом монарха в 1861 г., вторым рубежом - революция 1905 г., в которой участвовали группировки с социалистическими требованиями, и Основные законы 1906 г., принятые от имени монарха). Но в содержании государства сохранялись феодальные элементы, по форме оно длительное время (юридически до сентября 1917 г.) оставалось абсолютной монархией с императорской властью. Частично содержание и форма полностью изменились в результате Февральской революции 1917 г, но кардинально сущность, содержание и форма были изменены в итоге Октябрем 1917 г, а затем после нового типа социальных революций - антитоталитарной демократической революции в конце 80 - начале 90-х годов ХХ в.

7 Первые княжеские акты об основах государственного строя ( если были такие письменные формы), до нас не дошли, но с ХI в. действовала “Русская правда” (в краткой редакции), составленная, видимо, новгородским, затем Великим князем киевским Ярославом Мудрым (ок. 978—1054). Наряду с другими вопросами она содержала некоторые социальные и иные положения, а также нормы, относящиеся к власти. В дальнейшем основными правовыми документами, регулировавшими общественный и государственный строй России, основы правового статуса человека (в том числе феодальную крепостную зависимость крестьян), были указы или иные акты великих князей, затем монархов, издававшиеся лично от их имени, без ссылок на какие-либо совещательные органы. Они закрепляли унитарную централизованную монархию, хотя Польша, Финляндия, некоторые районы Прибалтики имели элементы автономии. Своеобразным было положение Хивы и Бухары, находящихся под протекторатом Российского государства или в персональных вассальных отношениях с российским царем.
8 Крупные изменение в сущность Российского государства внес царский Манифест 1861 г. об упразднении крепостной зависимости крестьян1 (это было правовое признание превращения государства в капиталистическое по сущности с феодальными элементами в содержании), а изменения в содержание и форму внесли революция 1905 г., принятые в результате этого царский Манифест об усоверше́нствовании госуда́рственного поря́дка 1905 г. и Основные законы 1906 г. Они несколько иначе регулировали основы политической системы (но не экономической и социальной систем) и права “верноподданных” (термин “граждане” не использовался). Мафифест даровал “населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов”2 (детальных положений в нем не было, некоторые содержались в Основных законах 1906 г., в иных актах). Были разрешены (не все) и появились политические партии, в 1906 г. “подданными” избран новый орган, отчасти подобный парламенту, - Государственная дума (право избирать было очень ограниченным, а выборы проводились по неравной куриальной системе с заранее фиксированным числом депутатов от разных социальных групп населения независимо от численности их избирателей).
1. См.: Российское законодательство X—XX вв.: в 9 т. Т. 7. Документы крестьянской реформы / отв. ред. О.И. Чистяков. М., 1989.

2. См.: Ведомости. 1905. 18 окт.
9 Государственная дума была лишь законосовещательным, а не решающим органом государства. Хотя ст. 7 Основных законов устанавливала, что “Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом (он состоял из назначенных царем лиц. - В.Ч.) и Государственною Думою”, в ст. 8 говорилось, что законодательная инициатива по вопросам основных государственных законов принадлежит только царю, а ст. 9 гласила: “Государь Император утверждает законы, и без Его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения”3. Поэтому возвращение к такому названию нижней палаты российского парламента по Конституции 1993 г. (Государственная Дума) является, на наш взгляд, не лучшим вариантом. В 2006 - 2017 гг. это была ущербная нижняя палата парламента (если верхней считать Государственный Совет). На такой выбор названия, видимо, повлияла некоторая идеализация отдельными авторами действительно быстро развивавшейся в 1913 г. экономики России. Однако нужно учитывать условия такого развития (в частности, 3/4 населения страны были неграмотны, существовало помещичье землевладение, еще не совсем исчезла сельская община крестьян, осложнявшая свободное развитие, имела место отсталость во многих отраслях промышленности), половинчатый характер создаваемых в 1906 г. учреждений и то, что они появились не по воле правящих, а в результате революционных событий.
3. Свод законов Российской империи: сводный текст за 1832–1917 гг. СПб., 2007.
10 Некоторые изменения в содержание и коренные - в форму правления Российского государства внесла Февральская революция 1917 г. Сначала царь отрекся от престола, но сохранить монархию не удалось (наследники отказывались, были и иные причины). 2 (15) марта 1917 г. по соглашению между Временным комитетом Государственной думы и Исполкомом созданного “снизу” Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов было образовано Временное правительство, как орган законодательной и исполнительной власти. На деле в течение нескольких месяцев существовало фактическое двоевластие разных по социальному содержанию властей: Временного правительства и Петроградского Совета и советов на местах. Затем, когда двоевластие закончилось, Военно-революционный комитет Петроградского Совета и его комиссары на местах, советы, в том числе на предприятиях, в воинских частях, продолжали действовать вопреки Временному правительству и его органам. Их постановления выполнялись, они действовали фактически как власть.
11 19 августа (1 сентября) 1917 г. постановлением Временного правительства Россия была провозглашена республикой4. Сущность государства не была изменена. Оно оставалось капиталистическим. Изменились его содержание, ослаблялись феодальные элементы власти, но главное – помещичье землевладение, хотя и в распадавшемся виде, сохранилось. Сначала имела место (не надолго) определенная демократизация режима. Форма государственно-территориального устройства юридически не изменялась, но фактически начался территориальный разброд.
4. См.: Россия (1917, февраль-октябрь). Законы и постановления: сб. указов и постановлений Временного правительства. Вып. 1-2. Пг., 1917 - 1918.
12 Через несколько месяцев последовала Октябрьская революция 1917 г. Есть разные мнения о ее характере. Часто говорят, что это было простое продолжение Февральской революции 1917 г., иногда ее называют просто большевистским заговором. Однако, если даже не обращаться к многочисленным документам того периода (прежде всего к известным Декретам Октября, в том числе о власти Советов, Деклара́ции прав трудя́щегося и эксплуати́руемого наро́да и др.), а лишь почитать художественную литературу о тех событиях (например, III и IV тт. романа “Тихий Дон” Нобелевского лауреата М.А. Шолохова о событиях на Дону, трилогию А.Н. Толстого “Хождение по мукам” или роман Б.П. Пастернака “Доктор Живаго”), то, очевидно, это была революция нового типа - социалистическая революция с участием “низов” общества в ее тоталитарной форме, которая привела к созданию принципиально нового по сущности, содержанию и форме Российского государства.
13

Это давно установлено наукой (в том числе признано наукой западных стран5), и вряд ли нужно отказываться от этого вывода теперь. Однако был создан не тот социализм, о котором много веков (часто не используя слова “социализм” или “коммунизм”) мечтали лучшие умы человечества. В результате революции в Октябре 1917 г. России в было создано социалистическое государство по типу, тоталитарно-социалистическое по содержанию (с названием “диктатура пролетариата”) в заявленной форме Республики Cоветов6. На деле Советы утратили прежние положительные качества (в 1917 г. у них были и отдельные отрицательные) и стали исполнителями воли единственной Коммунистической партии, которая советскими конституциями навсегда была объявлена руководящей силой, направляющей все общественное развитие. Приход к власти иной партии был исключен (по косвенным формулировкам ст. 126 можно понять, что Конституция СССР 1936 г. в принципе не запрещала создавать и другие партии, но на практике такие попытки жестоко наказывались в уголовном порядке).

5. . Как писал известный французский конституционалист П. Жерар, советский опыт “мог бы привести к созданию новой конституционной модели, опирающейся на принципы, фундаментально отличные от западных принципов конституционного права”, но не привел, а положения советских конституций стали только декорацией, “потемкинскими деревнями” (позже историки выяснили, что таких деревень не было) (см.: Gerard P. Les specifités constitutionnelles Russes // L’état et le droit d’est en oust. Mélanges offerts au professeur Michel Lesage. P., 2006. P. 27).

6. Позже Конституция СССР 1977 г. исходила из тезиса о прекращении диктатуры пролетариата и охарактеризовала Советское государство как общенародное.
14

Позже в мире появились другие социалистические страны – народные республики (Албания, Болгария, Венгрия и др.), которые рассматривались первоначально как иная, народно-демократическая, форма диктатуры пролетариата, но после принятия Конституции СССР 1977 г. (как говорилось, она включила положение об общенародном государстве) термин “диктатура пролетариата” тоже перестал в них применяться (правда, он есть в преамбуле Конституции Китая 1982 г.). В других конституциях социалистических стран, в том числе в Конституции Социалистической Республики Вьетнам 2013 г., его нет)7.

7. В результате большого влияния социалистических идей и практики в условиях распада колониальной системы в Азии, Африке, Латинской Америке возникли более 15 государств, заявлявших о социалистической ориентации. Последние из них прекратили существование на рубеже 80 - 90-х годов ХХ в. в связи с крахом социалистической системы государств.
15 Теперь многие сохранившиеся страны тоталитарного социализма отказываются от некоторых ортодоксальных форм социализма, которые были в СССР и других социалистических странах до рубежа 80 - 90-х годов. Правда, изменения видны главным образом в сфере экономики. Признается рыночное, но социалистическое хозяйство, не только допускается, но и признается важное значение частной собственности, в конституции включены положения о власти народа, иногда говорится о диктатуре народной демократии (КНДР), демократической диктатуре народа (ст. 1 Конституции Китая, но опять-таки о власти рабочих и крестьян или рабочих, крестьян и интеллигенции). В конституциях признаны естественные права человека (ранее говорилось только о правах граждан, дарованных социалистическим государством). Видимо, появляется нечто новое в содержании государства тоталитарного социализма, но его политические характеристики (навсегда установленная руководящая роль Коммунистической партии, недопущение оппозиции, система органов типа Советов, повышенная роль исполнительной власти, низкая роль судебных учреждений, элементы авторитарного режима) сохраняются.
16 За семь десятилетий тоталитарного социализма в России (как союзной республике в составе СССР) были достигнуты большие успехи. Страна стала могучей промышленной державой (СССР стоял на втором месте в мире по объему производства после США, царская Россия была на пятом), путем использования излишней и низкооплачиваемой рабочей силы была ликвидирована безработица, получили развитие национальные окраины (нередко жизненный уровень там был выше, чем в центральных областях), окрепли национальные отношения на всех уровнях, существовало государственное (бесплатное) образование (на вузовскую стипендию студент мог прожить), функционировало государственное медицинское обслуживание (хотя и не очень качественное), новое развитие получили наука и культура, многим категориям граждан жилье предоставлялось бесплатно, сдожились новые принципы дружбы народов, уважения к трудящемуся человеку (труд как обязанность и дело чести каждого, способного к труду, принцип распределения общественного продукта по труду), провозглашены верные моральные принципы (хотя речь шла о строителях утопического коммунизма).
17 Однако, несмотря на некоторую демократизацию конституционного права (она началась в 30-годы ХХ в., получила выражение в Конституции СССР 1936 г., в дальнейшем - в Конституции 1977 г.) конституционно-правовые институты по-прежнему оформляли правление партийно-государственной номенклатуры, фактически единой в партийных и государственных органах. Естественные права человека конституциями не признавались (признавались права гражданина) и системно нарушались.
18 Имели место массовые репрессии, распространявшиеся на миллионы человек (российские авторы называют часто число более 4 млн., американские исследователи говорят даже о 100 млн пострадавших). Инакомыслящие (“диссиденты”) подвергались травле, над ними устраивались судебные процессы, их лишали гражданства и насильственно высылали из страны, помещали в психиатрические лечебницы. Из-за отсутствия экономических стимулов, деградации сельского хозяйства, неэффективного управления, гонки вооружений, навязанной Западом, которая разоряла государство, страна все более отставала от развитых европейских стран. В экономике сложилось состояние стагнации.
19 Назрели и другие условия для перехода к новой системе общественных отношений. Их изменения были начаты реформами “сверху”, получившими название “горбачевской перестройки” (М.С. Горбачев – Генеральный сектетарь ЦК КПСС в то время), в частности была выдвинута новая ориентация на “социализм с человеческим лицом”. Перестройка не удалась, а жизнь в стране все ухудшалась. В результате свершилась антитоталитарная демократическая революция, одержавшая политическую победу в октябре 1993 г. (сосредоточение власти в руках сторонников нового курса развития России) и окончательно - 12 декабря 1993 г. (принятие новой Конституции). После распада СССР в 1991 г. Россия стала самостоятельным суверенным государством (в Конституции РФ 1977 г. союзные республики, включая Россию, назывались суверенными государствами, но этого не было и не могло быть, поскольку на одной государственной территории множественности государственных суверенитетов не бывает). Мы имеем теперь новое по сущности, содержанию и форме суверенное Российское государство. Оно сохраняет и не может не сохранять элементы преемственности, но это все-таки качественно новое явление.
20

Переход к новому строю, как это всегда бывало в истории, повлек: упадок и даже разрушение ряда отраслей народного хозяйства, рост преступности, коррупции, бюрократии чиновников, появление на фоне обнищания населения “новых русских”, ставших за несколько лет долларовыми миллиардерами и прячущих теперь свои капиталы за рубежом (преимущественно в оффшорах)8. Возникли или обострились национальные противоречия, участились случаи правонарушений со стороны некоторых “слуг народа” (сегодня об этом свидетельствуют судебные процессы) и т.д.

8. Американские исследователи подсчитали, что российские богачи хранят в оффшорах активы на сумму примерно 62 трлн руб. Эта сумма составляет 75% валового национального дохода страны, а 1% богатых россиян получают до 25% национального дохода. По данным исследователей, объемы оффшоров россиян превышают в три раза уровень валютных резервов страны. Это по размерам равно совокупным активам внутри России (см.: Novokmet F., Piketty Th., Zucman G. From Soviets to oligarchs: inequality and property in Russia, 1905–2016. Working Paper .Cambridge (M.). Aprjl 2017. P. 49, 50).
21 Вместе с тем нельзя не видеть того нового в общественном, политическом, государственном развитии, в конституционном регулировании, которое ассоциируется с современными сдвигами и с будущим: ликвидация огосударствления экономической жизни, свобода политической деятельности, упразднение принудительной идеологизации жизни общества и человека, свобода экономической деятельности, обладание собственностью, избавляющее человека от постоянного иждивенчества и зависимости от власти, ликвидация гнетущего дефицита товаров и услуг, духовная свобода, признание прав человека и регулируемой рыночной экономики, принципы демократического, социального, правового, светского государства и т.д.
22 В Конституции РФ говорится о демократическом социальном правовом светском государстве. Это - частично сущее и в основном должное, цель развития. В России существует частично демократическое государство (чрезмерно велика роль исполнительной власти, чиновничества, слаб на всех уровнях контроль представительных органов, сущетствуют авторитарные элементы власти).
23

Российское государство - частично социальное, но Россия, по статистике ООН, в 2017 г. на 49-м месте, Германия - на 4-м, США - на 10-м, Чехия - на 28-м, Польша – на 36-м)9. По официалным данным Росстата, в России насчитывалось 20.3 млн человек с доходами ниже прожиточного минимума (т.е. 13.9% россиян живут за чертой бедности10, которая в России, например, почти втрое ниже, чем в Польше. По отношению к наиболее благополучным в этом отношении странам (Бельгия, Люксембург, Нидерданды и др.) такая разница составляет 10 раз). К тому же члены Правительства РФ говорят, что на деле уровень бедности, в том числе “бедности работающего человека”, в России выше, чем показывает официальная статистика11 Разрыв в доходах 10% наиболее бедных и 10% самых богатых, по официальной статистике, составляет 15 раз (по исследованиям некоторых экономистов, гораздо больше). В странах Западной Европы такой разрыв составляет 6-7 раз, в Скандинавии - 3-4 раза.

9. См.: List of countries by Human Development. Index. 2017. N.Y., 2017.

10. См.: URL: >>>> (дата обьращения: 25.09.2017).

11. См.: URL:  >>>
24

Российское государство - частично правовое. Правонарушения (в том числе преступления) бывают во всех государствах. Эти показатели важны, но есть и иные индикаторы правового государства: реальное верховенство права (прежде всего конституции), подконтрольность органов исполнительной власти, служебная, а не командная роль чиновников, неспоримое значение суда, неукоснительное исполнение правовых актов и решений судов и др. Между тем Конституционный Суд РФ сообщает в печати, что некоторые его решения годами не выполняются иными органами государства. Администрация Президента РФ сообщает, что не выполняются некоторые указы Президента РФ (такие данные есть в Интернете). Низка роль суда, его решения (особенно на местах) не выполняются (по телевидению можно увидеть множество таких жалоб), применяется телефонное право, высокие должностные лица иногда уходят от ответа, а судебные процессы, если в них, в частности, замешаны силовые структуры, длятся годами, а информация о них почти не дается. Достоинство высоких структур и чиновников очень оберегается. Судья в Москве по делу о взятке бывшего министра А. Улюкаева в 2017 г. четырежды пыталась вызвать в суд в качестве свидетеля высокопоставленное лицо. Тот отказывался явиться в суд, ссылаясь на неотложные служебные дела, а на пятый раз сама судья отказалась12.

12. См.:URL:  >>>
25 С конституционным положением о светском государстве, видимо, особых проблем нет. Свобода разных религий и атеизма обеспечена (суды запрещают только тоталитарные секты, наносящие ущерб имуществу и здоровью граждан).
26 Проблема сущности и содержания современного Российского государства мало исследовалась в государствоведческой науке (форма же изучена достаточно). Неясности существуют и в общественном мнении. Опросы, проводимые Всероссийским центром изучения общественного мнения, обычно касались формы правления (монархии, республики), но иногда большинство опрошенных граждан называли Российское государство олигархическим, некоторые общественные деятели говорят о государственном капиализме, о том, что доступ к собственности и благам в России дает власть.
27 Видимо, не надо обманывать себя и следует признать, что Российское государство развивается по капиталистическому пути, но со своими особенностями. Это - капиталистическое государство среднего уровня капилистического развития со средним уровнем демократических, социальных и правовых основ в содержании власти, с повышенной ролью исполнительной власти13, существующее в государственной форме централизованной федерации, президентско-парламентарной республики и элементами авторитаризма в государственном режиме.
13. Нередко представительные органы (начиная с парламента) сами не используют своих полномочий, ориентируясь на активность главы государства, исполнительной власти, глав субъектов Федерации.
28 Тоталитарный социализм рухнул, но для подлинного социализма время, видимо, не пришло, хотя к нему слежует стремиться. Ддя этого нужны не только теоретические выкладки и даже записанные конституционные принципы, а прежде всего объективные условия: гораздо более высокоразвитые производительные силы (включая науку), иное общество, другие способы распределения общественного продукта и главное - иной человек. Последнему во всех концепциях социализма уделялось мало внимания. В Октябре 1917 г. считалось, что трудящиеся (рабочие и крестьяне) сами по себе - социалисты и установят такой строй. Этого не случилось. Марксизм излишне переоценил человека. Для подлинного социализма наряду с развитием производительных сил и общества человек тоже должен воспитываться, в том числе и мерами государства.
29 Видимо, на данном этапе развития возможным общественным строем является социально-демократический капитализм, включающий некоторые элементы социализма в форме демократической республики, которая в широкой степени использует прежние и новые институты непосредственной демократии, что теперь возможно в связи с развитием науки, техники, информационных средств учета общественного мнения разных слоев населения и граждан. Такого общественного строя тоже еще нет. Пока что в наиболее продвинутых странах, особенно в Скандинавии, есть либерально-полусоциальный капитализм.

Comments

No posts found

Write a review
Translate