- Код статьи
- S013216250009490-2-1
- DOI
- 10.31857/S013216250009490-2
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 8
- Страницы
- 118-129
- Аннотация
В статье рассматривается проблема дефицита рабочих кадров в реальном секторе экономики, прежде всего, в материальном производстве. Анализ современной тенденции показывает, что китайская молодежь не готова трудиться на низкооплачиваемых работах. Отмечается, что несоответствие между потребностями и социальными притязаниями людей в обществе и относительно отсталым материальным производством, труд на котором считается тяжелым и малооплачиваемым, постепенно созревало, в период начала экономических реформ усилилось, а в современном обществе проявилось в полную силу. Выявляются основные причины сложившейся социально-экономической проблемы, связанные с неразрешенным противоречием между спросом и предложением на рабочую силу в китайской социально-экономической системе. Делается вывод о необходимости дальнейшего сопряжения системы образования и нужд рынка, в частности, создании системы профессиональной подготовки для срочно требуемых в экономике высококвалифицированных кадров, развитию уже имеющихся талантов в новых отраслях, таких как информационная безопасность, разработка программного обеспечения, сетевая инженерия, коммуникационная инженерия, новые энергетические транспортные средства и т.д.
- Ключевые слова
- сложности в трудоустройстве, дефицит рабочей силы, китайские выпускники, менеджмент талантов в КНР, средний класс в Китае, система образования КНР
- Дата публикации
- 27.09.2021
- Год выхода
- 2021
- Всего подписок
- 6
- Всего просмотров
- 96
Введение.
В современном мире формируется необычный социальный феномен, а именно сосуществование двух проблем – нехватка рабочей силы и сложности с трудоустройством выпускников вузов. Данная ситуация наблюдается и в России, и в Китае: несмотря на различия в политических системах, образовательная политика обеих стран имеет ряд схожих моментов, поскольку изначально сама модель обучения была заимствована ими у Запада. Обе страны стремятся ускорить свой экономический рост и расширить влияние, для этого необходимы квалифицированные кадры. Многие компании в Китае сталкиваются с проблемой дефицита дешевой рабочей силы, что во многом связано с развитием и популяризацией высшего образования в КНР. В то же время выпускникам китайских вузов довольно сложно найти работу в стране из-за недостаточного количества предложений на хорошо оплачиваемые рабочие места, а также несоответствия образовательных программ реальным потребностям китайского рынка труда. Китайские выпускники не заинтересованы идти на низкооплачиваемые должности и работать в качестве дешевой рабочей силы, они готовы к частой смене работы для того, чтобы найти лучшее предложение.
Цель данной статьи – изучить причины появления данного феномена в Китае и сравнить ситуацию с трудоустройством выпускников в России и Китае. Основные задачи исследования – проанализировать дисбаланс на рынке труда выпускников КНР, проанализировать противоречия в общественной системе Китая, показать, что данная ситуация характерна не только для Китая.
Анализ опирается на данные официальной статистики и профильных министерств в КНР и РФ, данные международных статистических источников и рейтингов: China Statistical Yearbook (2017, 2018, 2019), China University Student Employment Report (2014–2018), Ministry of Human Resources and Social Security of the People's Republic of China (2020), данные Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства науки и высшего образования РФ (2020), World University Rankings (2020), The UNESCO Institute for Statistics (2020).
Общая ситуация.
Несмотря на позитивные сдвиги в процессе развития системы высшего образования, на сегодняшний день в Китае существует ряд серьезных проблем. Вследствие проведения экономических реформ были сняты ограничения на миграцию населения и в период с 1980-х гг. до начала 2010-х гг., согласно данным официальной статистики, количество городской рабочей силы увеличилось более чем в три раза: с 95,1 млн до 293,5 млн человек. Многие рабочие предпочли уйти с государственных предприятий и перешли в частные, таким образом, процент людей, работающих в госсекторе, снизился с 78,3 до 21,9%. Если в 1978 г. большинство населения (69,9%) были задействованы в сельском хозяйстве, то в 2010-х гг. их количество сократилось до 40,8% [Kuruvilla et al., 2011: 1]. Помимо того, что за тридцать лет реформ произошли изменения в структуре рабочей силе и форме занятости, в некоторых районах КНР, а именно в дельтах рек Янцзы и Чжуцзян, появился социальный феномен «дефицита рабочей силы», который сложно было предугадать в стране с таким большим количеством трудоспособного населения. Из развитых прибрежных районов это социальное явление переместилось во внутренние районы страны, расширилось и стало затрагивать не только низкоквалифицированных рабочих, но и высококвалифицированных специалистов.
Китай – страна с большим количеством рабочей силы и населением более 1,3 млрд человек. Здесь самая большая образовательная система в мире, в 2018 г. в китайских вузах обучалось более 260 млн студентов и работало свыше 15 млн преподавателей [China Statistical Yearbook, 2019]. В последние годы китайские университеты все чаще попадают в списки ведущих университетов мира. Согласно ежегодному рейтингу, который составляет журнал Times Higher Education, в 2020 г. 6 китайских университетов вошли в число 150 лучших университетов мира: университет Цинхуа (23-е место), Пекинский университет (24-е место), Научно-технический университет Китая (80-е место), Чжэцзянский университет (107-е место), Фуданьский университет (109-е место) и Нанкинский университет (144-е место)1. Количество желающих получить высшее образование в КНР постоянно растет, ряды студентов активно пополняются за счет иностранных абитуриентов, которые все чаще выбирают китайскую магистратуру и аспирантуру. Правительство КНР ежегодно увеличивает объем финансирования для развития образования в стране. Если в 2014–2015 гг. он составлял 4,85 млрд долларов, то в 2018–2019 – 6,74 млрд долларов (China Statistical Yearbook, 2019). С 2017 г. в Китае начали реализовывать проект “Double Top University Plan” (双一流大学), направленный на создание университетов мирового уровня.
Основные изменения в системе образования КНР.
До периода реформ 1980-х гг. выпускникам китайских вузов, так же как и выпускникам вузов СССР, не было необходимости самостоятельно искать работу: существовала четкая система государственного распределения. Благодаря строгому административному контролю и запрету на миграцию были минимизированы проблемы трудоустройства. Система «железной миски риса», когда государство гарантировало пожизненное трудоустройство, эффективно работала в Китае и защищала права рабочих. В сельской местности все рабочие были членами производственных бригад, были заняты в сельском хозяйстве или выполняли какую-то работу в коммуне. В городах люди работали на государственных или коллективных предприятиях, так как частные отсутствовали [Ghose, 2005: 3].
После окончания Культурной революции (1966–1976) в период реформ и открытости правительство Китая для привлечения иностранных инвестиций позволило некоторым местным органам власти сделать упор на гибкость системы труда за счет сокращения рабочих мест в государственных компаниях, уменьшения прав, безопасности и здоровья работников. Многие предприятия с иностранными инвестициями, чьи конкурентные преимущества были обусловлены низкими затратами и трудоемким производством, воспользовались ростом трудящихся-мигрантов, готовых работать без официальных контрактов за небольшие деньги.
Условной точкой отсчета, с которой начинается восстановление и быстрое развитие системы высшего образования в Китае, можно считать 1982 г. – когда впервые в истории шести китайским ученым были присвоены степени докторов наук. В этот период в стране существовало лишь несколько докторских программ, на которые ежегодно вплоть до 1994 г. принимали менее 10 тыс. чел. В 2000-х гг. ситуация начинает меняться и к 2003 г. количество докторантов увеличилось до 40 тыс. чел., а после 2004 г. в КНР количество студентов докторских программ стало самым большим в мире [Zhao, 2014: 97].
В 1985 г. университетам была предоставлена большая автономия и расширены их права. Университетская система должна была выполнять ряд функций: обучение студентов, проведение исследований, ведение бизнеса и социальную деятельность [Bai, 2006: 130]. Углубление рыночных реформ в 1990-е гг. привело к повышению уровня конкуренции и текучке кадров в университетах. В некоторых из них были открыты интенсивные краткосрочные курсы для быстрой подготовки кадров, с весьма низким качеством образования [Chen Hon Fai, 2018: 36]. Вследствие принятия в 1995 г. «Закона о трудовых отношениях», который предусматривал отказ от системы пожизненного трудоустройства и предполагал переход к контрактной системе трудовых отношений, более 30 млн рабочих государственных предприятий потеряли работу [Kuruvilla et al., 2011: 5].
В 1995 г. в КНР был принят новый «Закон об обязательном образовании», который предусматривал девять лет обязательного образования для каждого гражданина КНР2. Для управления обширной территорией и огромным населением Конституция Китая предусматривает три уровня управления, исключая центральное правительство: провинциальный, районный и городской. Ответственность по предоставлению начального и среднего образования и контролю лежит на правительствах районов, в то время как высшее образование подпадает под юрисдикцию провинциальных властей. С 6 до 11 лет ученики посещают начальную школу, с 12 до 14 лет – младшую среднюю, на этом обязательная часть образования заканчивается. Далее, путем сдачи экзаменов, ученик может быть зачислен в старшую среднюю школу для получения полного среднего общего образования. Хотя эта ступень уже не считается обязательной и в 2005 г. только 40% учеников продолжили обучение, в 2014 г. показатели выросли, и уже 95% учеников продолжили обучение, чтобы закончить среднее общее образование3. После окончания школы ученики могут поступить в университеты, сдав единый государственный экзамен, который называется «гаокао» (高考). В это же время в условиях реструктуризации многие государственные предприятия начали увольнять работников, чем также способствовали увеличению количества безработного населения.
3. Education in China (2016). A Snapshot, published by the OECD. URL: >>>> (дата обращения: 15.06.2020).
В 1998 г. правительство КНР объявило массовое высшее образование целью своей политики. Популяризация высшего образования привела, с одной стороны, к увеличению количества учащихся и, с другой – к снижению качества образования. Университеты начали «задыхаться» от нехватки преподавательских кадров и материальных ресурсов для нормального обеспечения учебного процесса. Большее количество абитуриентов повлекло за собой снижение проходных баллов и качества приема студентов. Кроме того, из-за увеличения количества студентов соотношение числа преподавателей к ученикам стало изменяться в худшую сторону [Cai, 2011: 33]. Если в 2005 г. в среднем по стране на 1 преподавателя вуза приходилось 16,85 студентов, то в 2018 г. – 17,56 человек. В некоторых провинциях нагрузка на преподавателей была больше, чем в среднем по стране. Например, по данным на 2019 г. в провинции Сычуань на 1 преподавателя вуза приходилось 19,33 студентов, а в провинции Юньнань – 20,44 студентов [China Statistical Yearbook, 2019]. Многие университеты стараются улучшить свое финансовое положение за счет увеличения количества платных студентов, что еще более ухудшает ситуацию.
В период 2010–2019 гг. в связи с популяризацией высшего образования в Китае число выпускников китайских университетов ежегодно увеличивалось в среднем на 3,3%, что также привело к серьезной проблеме трудоустройства уже квалифицированных кадров [中国产业研究院, 2020]. На сегодняшний день в Китае один из самых низких в мире показателей отсева из вузов, лишь около 1% студентов не могут получить степень, также крайне редко в КНР встречаются случаи дисциплинарного взыскания против студентов [Marioulas, 2017: 28]. В 2018 г. число выпускников китайских вузов достигло рекордного количества в истории КНР и составило 7,53 млн человек [China Statistical Yearbook, 2019]. Все они пополнили ряды выпускников прошлых лет, которые так и не смогли найти работу, таким образом, проблема трудоустройства с каждым годом приобретает все большую остроту.
Избыток рабочих мест и безработных выпускников университетов: потеря баланса.
Распространенная в современном Китае модель высшего образования является устаревшей, университеты не нацелены на развитие инновационных талантов, мышления и необходимых компетенций у студентов. Во многом именно поэтому на сегодняшний момент в Китае не хватает специалистов, связанных с искусством, дизайном и т.д. Согласно Отчету о занятости студентов китайских университетов, в 2018 г. тремя основными отраслями, в которых были задействованы китайские студенты, стали IT-отрасль, а именно разработка программного обеспечения (уровень занятости 96,8%), энергетика и энергетическая инженерия (уровень занятости 96,8%), и инженерное управление (уровень занятости 95,8%) [麦可思研究所, 2019].
Кроме того, развитие страны шло неравномерно в различных регионах Китая, что также отразилось на развитии системы образования и несбалансированном распределении ресурсов высшего образования между регионами, а также различными социальными группами. Многие выпускники провинциальных вузов не могли конкурировать с теми, кто окончил ведущие университеты КНР, поэтому были вынуждены выдерживать напряженную конкуренцию, чтобы найти работу и удержаться на ней. Современная тенденция такова, что китайская молодежь не готова трудиться на низкооплачиваемых работах. В Китае всегда остро стоял вопрос неравномерного развития регионов страны, поэтому большинство выпускников стремится в развитые мегаполисы, такие как Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и Шэньчжэнь.
Материальные и культурные потребности людей возрастают, чего нельзя сказать о производственной системе Китая, которая была и остается отсталой по своему техническому оснащению. На XIX съезде КПК в 2017 г. председатель Си Цзиньпин заявил, что основное противоречие в китайском обществе — это противоречие между растущей потребностью людей в лучшей жизни и несбалансированным, неадекватным развитием страны [习近平, 2017]. С улучшением уровня жизни люди стали обращать внимание не только на заработную плату и льготы, которые можно получить на работе, но и на такие субъективные факторы, как условия труда, реализация своих творческих способностей, повышение самооценки и т.д. Это и привело к появлению феномена «нехватки рабочей силы» на низкокачественных рабочих местах, характеризуемых низкой оплатой труда, высокой трудоемкостью, длительным рабочим днем и плохими условиями труда.
В 2018 г. 820 тыс. выпускников университетов были безработными, отношение численности занятого населения к общей численности населения продолжало снижаться, отмечались низкая удовлетворенность работой и нестабильность занятости населения. Трудности с трудоустройством выпускников вузов ограничивают развитие высшего образования в Китае, а также социально-экономическое развитие. Стоит отметить, что нередка дискриминация студентов, которые закончили не самый знаменитый университет: многим отказывают при трудоустройстве только из-за того, что они закончили университеты, не входящие в «Проект 985» или «Проект 211» [Zhao, 2014: 127].
«Дефицит рабочей силы» означает, что экономический спрос на рабочую силу, которая требуется городской экономике, выше, чем количество рабочей силы, которой может обеспечить рынок, что создает ее острую нехватку [崔双杰, 2010: 8–13]. Феномен «дефицита рабочей силы» в основном проявляется в трудоемкой обрабатывающей промышленности, высокотехнологичном малом и среднем бизнесе и сфере услуг. Согласно рейтингу спроса и рабочих мест, в крупных городах Китая во втором квартале 2020 г. ситуация с вакансиями была достаточно сложной (табл. 1). Спрос на сотрудников в низкооплачиваемых трудоемких сервисных компаниях достаточно высок, а дисбаланс спроса и предложений на вакансии высококвалифицированных инженеров и техников еще больше. Соотношение вакансий и соискателей на некоторых должностях достигает 50:1. Появление и усиление феномена «дефицита рабочей силы» привело к тому, что многие малые и средние предприятия приостановили производство или даже обанкротились, что оказало большое влияние на экономическое развитие Китая.
Таблица 1. Рейтинг спроса и рабочих мест в крупных городах Китая, 2-й квартал 2020 г. (%)
Город |
Соотношение вакансий к соискателям |
Спрос для вторичного сектора экономики* |
Спрос для третичного сектора экономики** |
Топ-3 вакансий с максимальным разрывом спроса и предложений на рынке труда |
Соотношение вакансий к соискателям |
Шанхай |
0,81 |
20,9% |
78,4% |
Менеджер по продажам |
2:1 |
Оптик |
65:1 |
||||
Персонал для работы на оборудовании производства и обработки |
2:1 |
||||
Чунцин |
1,22 |
44,9% |
53,8% |
Токарь |
2:1 |
Вспомогательный производственный персонал |
2:1 |
||||
Охранник |
7:1 |
||||
Уборщик |
8:1 |
||||
Тяньцзинь |
1,1 |
14,9% |
85,1% |
Рабочий на производстве конденсаторов |
2:1 |
Заведующий складом |
2:1 |
||||
Маркетолог |
2:1 |
||||
Нанкин |
1,4 |
35,3% |
63,1% |
инженерно-технические работники, разрабатывающие программное обеспечение |
3:1 |
инженерно-технические работники в фармацевтике |
3:1 |
||||
Маркетолог |
2:1 |
||||
Упаковщик |
2:1 |
||||
Сиань |
1,53 |
24,3% |
74,8% |
Курьер |
10:1 |
Маркетолог |
5:1 |
||||
Менеджер по продажам |
4:1 |
||||
Фучжоу |
1,13 |
55,3% |
41,0% |
Курьер |
2:1 |
Специалист по установке и настройка специального электронного оборудования |
2:1 |
||||
Рабочий на производстве электронных компонентов |
2:1 |
||||
1,44 |
50,0% |
49,0% |
Персонал для работы на оборудовании производства и обработки |
2:1 |
|
Обслуживающий персонал в организациях питания |
3:1 |
||||
Электротехнический и технический персонал |
2:1 |
||||
Чжэнчжоу
|
2,58 |
32.00% |
64,6% |
Работник физического труда |
3:1 |
Руководящий персонал на производстве |
2:1 |
||||
Чанша
|
2,82 |
27,7% |
72,3% |
слесарь-трубопроводчик |
3:1 |
Упаковщик |
2:1 |
||||
Обслуживающий персонал в организациях питания |
3:1 |
||||
Ланьчжоу |
2,35 |
13,10% |
86,9% |
Сотрудник страхового агенства |
3:1 |
Маркетолог |
2:1 |
Источник: 中华人民共和国人力和资源社会保障部 [Ministry of Human Resources and Social Security of the People's Republic of China (In Chinese)]. URL: >>>> 23.06.2021)
Примечания. *Обрабатывающая промышленность и строительство; ** Сфера услуг, к которой относят транспорт, связь, торговлю, туризм, здравоохранение и т. п.
Подобная ситуация была и в России в 2019–2020 гг., когда заметно больше вакансий поступало от работодателей из крупных российских городов. Спрос на работу студентов увеличился на 24% по отношению к 2019 г. Согласно исследованию «РИА Новости», самыми популярными вакансиями, как и в Китае стали вакансии, не требующие высшего образования и высокой квалификации: водитель такси, укладчик и комплектовщик (Москва); грузчики, уборщицы и укладчики (Санкт-Петербург); укладчики (Нижний Новгород и Саратов)4. При этом данные крупнейшей российской компании интернет-рекрутмента HeadHunter за 2019 г. показывают: по всей стране выше всего поднялся спрос на специалистов из сферы добычи сырья (+28%), госслужбы (+24%), транспортно-логистической (на водителей, +24%)5.
Основные причины дефицита рабочей силы.
Главной причиной следует признать неразрешенное противоречие между спросом и предложением на рабочую силу. С одной стороны, с реализацией политики правительства Китая в области планирования семьи (политика «одна семья – один ребенок») темпы роста населения Китая продолжают снижаться, а проблема старения становится все более серьезной. Согласно данным Национального бюро статистики Китая, суммарный коэффициент рождаемости (на 1000 чел. населения, в промилле (‰) снизился с 14,5‰ в 1999 г. до 10,9‰ в 2018 г., а естественный прирост населения снизился с 8,1‰ в 1999 г. до 3,8‰ в 2018 г. (рис.). По состоянию на конец 2018 г. общее количество пожилых людей старше 65 лет достигло 166 млн, что составляет 12% от общей численности населения. За 2011–2018 гг. число работающих в возрасте 15–59 лет сократилось почти на 40 млн. В 2018 г. количество работающего населения составило 64,3% от общего количества населения, впервые упав 900 млн человек. Все это является доказательством того, что нехватка рабочей силы – это реально существующая проблема современного Китая (рис.).
Рис. Коэффициент рождаемости в КНР 1999–2016 гг.
В целом заметна тенденция некоторого уменьшения количества занятого населения: если в 2013 г. его процент составлял 58,28%, то в 2017 г. – 58,04% [China Statistical Yearbook, 2018]. С другой стороны, после роста количества абитуриентов, которые имеют право сдавать единый государственный экзамен для поступления в высшие учебные заведения в 1999 г., быстро развивается тенденция роста числа китайских студентов: число зачисленных студентов увеличилось с 1,597 млн в 1999 г. до 7,910 млн в 2018 г., количество принявших участие во вступительных экзаменах – почти в 5 раз. Выросло число выпускников колледжей. Дисбаланс между социальным спросом на выпускников колледжей и их общим числом привел к трудностям в их трудоустройстве. Кроме того, многие китайские университеты не получают субсидии от государства и существуют за свой счет, поэтому зачастую поднимают стоимость обучения, что в большинстве случаев ведет к снижению уровня образования [Bai, 2006: 144].
Профессиональное дублирование. В результате роста количества зачисленных студентов некоторые учебные заведения начали добавлять специализации и расширять свои структуры, но не разработали эффективные планы обучения студентов на основе реальных потребностей общества. Это привело к тому, что ослабла связь между преподаванием и практикой, а качество выпускников не соответствовало социальным потребностям. В какой-то момент количество выпускников популярных специальностей превысило рыночный спрос, а некоторые непопулярные специальности испытали нехватку кадров.
Несоответствие планов профессиональной подготовки вузов требованиям работодателей. Большинство колледжей и университетов сосредоточены на передаче теоретических знаний студентам, в ущерб выработке практических навыков, что не соответствует потребности большинства китайских предприятий в специалистах-практиках, способных работать в реальных условиях.
Нехватка необходимых компетенций. Современные предприятия требуют, чтобы студенты-выпускники обладали не только высокими профессиональными знаниями и способностями, но и более разнообразными компетенциями. Опубликованный китайской компанией Mycos отчет о занятости студентов китайского университета за 2016 г. показал, что китайские компании ценят независимость, креативность, индивидуальный характер и таланты студентов, а также поддерживают выпускников вузов и выпускников-членов партии, которые имеют опыт работы в качестве госслужащих6.
Несоответствие концепции трудоустройства выпускников вузов социальной реальности. В связи с экономическим развитием, многие выпускников вузов предполагают, что их шансы на удачное трудоустройство достаточно велики, однако это не соответствуют реальности. Выпускники вузов предъявляют относительно высокие требования к компаниям, областям занятости, режиму занятости, рабочей среде и методам занятости. Многие из них надеются, что смогут работать в государственных учреждениях и государственных крупных и средних предприятиях в городах первого уровня или в экономически развитых регионах, рассчитывают на низкую трудоемкость и хорошую заработную плату. Реальная ситуация заключается в том, что основными местами работы для выпускников китайских вузов являются мелкие и средние предприятия. Такое противоречие между ожиданиями выпускников и социальной реальностью неизбежно усиливает социальные противоречия в КНР.
Ситуация с нехваткой рабочей силы и одновременной сложностью поиска занятости у выпускников – показывает, что экономической структура Китая испытывает проблемы, связанные с ее нерациональностью, и что трудоемкие предприятия все еще полагаются на дешевую рабочую силу для получения прибыли. Появление этого феномена также является реакцией на общие социально-экономические преобразования и модернизацию Китая в сфере рынка труда.
Россия и Китай: общие тенденции в сфере образования.
Сосуществование двух указанных выше феноменов типично не только для Китая, с ней столкнулись многие страны, в том числе Россия. Для того чтобы сравнить ситуацию в двух указанных странах, необходимо понимать общие тенденции в развитии и популяризации высшего образования среди населения. На основании официальных данных Института статистики ЮНЕСКО (UNESCO Institute for Statistics) были получены следующие данные (табл. 2).
Таблица 2. Сравнение данных по России и Китаю в сфере образования
|
Китай |
Россия |
|||||
Общее количество населения, чел |
1,427 млрд |
145,734 млн |
|||||
Количество населения в возрасте 15–24 лет, чел |
173,433 млн (10,21% от всего населения КНР) |
13,884 млн (9,53% от всего населения РФ) |
|||||
Неграмотное население в возрасте от 15 лет и старше (2018 г.), чел |
37,038 млн (2,6% от всего населения КНР) |
322,922 (0,22% от всего населения РФ) |
|||||
Совокупная доля учащихся в вузах, % |
|||||||
Год |
Всего |
Мужчины |
Женщины |
Всего |
Мужчины |
Женщины |
|
2011 |
25,6 |
25,6 |
26,8 |
76,18 |
65,4 |
87,4 |
|
2013 |
32,4 |
30,5 |
34,6 |
77,85 |
69,8 |
86,3 |
|
2016 |
48,0 |
48,0 |
52,7 |
80,63 |
73,9 |
87,7 |
|
2017 |
49,1 |
44,7 |
54,0 |
81,91 |
75,0 |
89,1 |
Источник: China. The UNESCO Institute for Statistics (UIS). URL: >>>> ; Russian Federation. The UNESCO Institute for Statistics (UIS). URL: >>>>
В России и в Китае на сегодняшний момент в процентном отношении примерно одинаковое количество молодежи, а также тех, кто получил среднее образование. Китай обгоняет Россию по количеству людей, получивших высшее образование. При этом по совокупной доли учащихся в вузах Россия ушла далеко вперед, также процент неграмотного населения в России намного ниже, чем в Китае, что в большей степени связано с меньшим количеством сельского населения РФ. Интересная тенденция наблюдает в распределении уровня образования по гендерном признаку, так как в обеих странах количество женщин, получивших высшее образование, превышает количество мужчин, и их доля постоянно растет, что также не может не влиять на рынок труда и выбор профессий.
Согласно данным, полученным компанией Mycos (My China Occupational Skills)7 по оценке качества подготовки выпускников вузов в 2014–2018 гг., в последние годы уровень участия в составе рабочей силы выпускников в Китае продолжает снижаться: с 92,6% в 2014 г. до 91% в 2018 г. [麦可思研究所, 2019]. В России наблюдается схожая ситуация: по данным Министерства труда и социальной защиты РФ, наблюдается тенденция постепенного увеличения уровня экономической неактивности выпускников. На 2016 г. в общей численности выпускников (периода 2010–2015 гг.) более 500 тыс. человек не работали и не продолжали обучение в образовательных организациях. За период 2010–2015 гг. это составило 4,6% от выпуска. В России, как и в других странах, увеличивается количество граждан NEET (Not in Education, Employment or Training), т.е. людей, которые не обучаются и не работают8.
8. Анализ положения выпускников с высшим и средним образованием на рынке труда в России // Министерство труда и социальной защиты РФ. URL: >>>>
Стоит отметить, что правительства обеих стран стараются поддерживать высшее образование и постоянно выдвигают различные инициативы. Например, в 1995 г. правительство КНР запустило инициативу «Проект 211» с целью создать первоклассные и конкурентноспособные университеты. В программе участвовало более 100 вузов, ключевые дисциплины которых рассматривались в качестве национального приоритета. В мае 1998 г. был запущен «Проект 985», который преследовал аналогичные цели, но более активно финансируемым по сравнению с Проектом 211. Изначально в программу были включены только 9 университетов, но к 2011 г. количество увеличили до 39 [Wang, 2019: 66]. В то же время данные программы поддержки еще более усилили неравенство в распределении финансировании университетов, так как в период 2009–2013 гг. более 72% государственного финансирования было выделено 116 университетам, входящих в «Проекте 211» и «Проект 985», а оставшиеся 28% были распределены между 2.000 университетов [Yaisawarng, Ng, 2014: 95].
В России также запущен ряд проектов на повышение конкурентоспособности российских вузов, например, Проект 5-100, в котором участвует 21 ведущий университет России и задействовано свыше 360 000 студентов9 [Проект 5-100]. Эти действия правительств обеих стран направлены на улучшение ситуации с трудоустройством выпускников, так как только при условии создания качественной системы образования, ориентированной на запросы рынка труда, проблема с трудоустройством выпускников и нехваткой рабочей силы может быть решена. Кроме того, начиная с 2018 г., в России Минобрнауки РФ готовит масштабную реформу системы профессионального образования, планируя создать из колледжей региональные центры профессиональной мобильности, чтобы выпускники девятых классов и взрослые, не нашедшие себе применения на рынке труда смогли получить необходимые навыки10.
10. Минобрнауки РФ готовится к масштабной реформе профессионального образования// Информационно-аналитический журнал «Аккредитация в образовании». URL: >>>> (дата обращения: 24.06.2021).
Заключение.
С начала 1990-х гг. среди молодежи во всем мире произошло резкое сокращение участия на рынке труда, о чем свидетельствует сокращение числа тех, кто является либо занятым, либо безработным, но активно ищет работу. Эта тенденция особенно негативно отразилась на Китае, который обладает самым большим количеством населения в мире. Для КНР и РФ на сегодняшний момент образование является приоритетной сферой развития. Правительства обеих стран предпринимают различные инициативы, для того чтобы сделать университеты конкурентоспособными, и активно вступают в борьбу за таланты.
Основной целью данной статьи было изучить причины сосуществования двух проблем: трудоустройство выпускников и дефицит рабочей силы в Китае и сравнить ситуацию с трудоустройством выпускников в России и Китае. На основании изученных данных, можно выделить две основные причины нехватки кадров в России и Китае:
- несоответствие реальному спросу на работников выпускаемых специальностей со стороны работодателей. Многие абитуриенты неосознанно подходят к выбору специальности для обучения, считая бакалавриат лишь продолжением общего среднего образования, а не получением профессии. Система образования не учитывает нужды рынка, отсутствует система профессиональной подготовки для срочно требуемых в экономике высококвалифицированных кадров, нет программ по развитию уже имеющиеся талантов в новых отраслях, таких, например, как информационная безопасность, разработка программного обеспечения, сетевая инженерия, коммуникационная инженерия, новые энергетические транспортные средства и т.д. Студенты не осведомлены о реальной ситуации на рынке труда, поэтому не всегда могут сделать правильный выбор образовательной программы;
- противоречие между высоким спросом на таланты в развивающихся отраслях и недостаточным предложением по техническим специальностям. Развивающиеся отрасли, порожденные новым витком технологической революции и промышленной трансформации, являются ключевыми областями новой кинетической энергии и новых конкурентных преимуществ для текущего экономического развития Китая и России. В их число входят IT-технологии нового поколения, создание и развитие высококачественного оборудования и новых материалов, новые энергетические транспортные средства, энергосбережение и охрана окружающей среды, технологии 5G и т.д. Благодаря поддержке правительства данные отрасли в России и Китае в последние годы быстро развивались, и спрос на технический персонал также увеличился. По сравнению с традиционными отраслями, развивающиеся отрасли характеризуются высокой плотностью НИОКР, концентрированными инвестициями и жесткой конкуренцией за выживание предпринимателей, поэтому потребности развивающихся отраслей в сфере занятости характеризуются высокой срочностью, высоким содержанием технологий и сложными задачами НИОКР. Профессиональный и технический персонал в развивающихся отраслях в большей степени набирается и тренируется посредством «обучения на практике» и обучения без отрыва от производства, поскольку зачастую университеты не выпускают специалистов по данным специальностям или сами отрасли не могут ждать столь длительный цикл подготовки университетов для обучения этим техническим специальностям.
В обеих странах замечена схожая тенденция относительно трудоустройства выпускников: не хватает низкоквалифицированных кадров, рабочих, а также работников сферы услуг и общественного питания, высок спрос на водителей, грузчиков и рабочих заводов. Анализ показывает тенденции переоцененности высшего образования и необходимости ответа на запросы рынка труда: развития техникумов и профессиональных училищ, создания высококачественных курсов дополнительного профессионального образования для быстрой переподготовки специалистов под нужды рынка труда.
Библиография
- 1. 中国产业研究院 [China Industry Research Institute (In Chinese)]. URL: http://www.chinairr.org/ (accessed 01.03.2020).
- 2. 崔双杰 (2010).激励视角下“用工荒”现象的研究 [Cui Shuangjie. Research on the phenomenon of "labor shortage" from the perspective of motivation. Journal of Shanxi University (Higher Education Edition)ю (In Chinese)]
- 3. 习近平(2017).决胜全面建成小康社会夺取新时代中国特色社会主义伟大胜利. 在中国共产党第十九次全.国代表大会上的报告. 北京:人民出版社, 2017 [Xi Jinping. A decisive victory to build a well-off society in an all-round way to win the great victory of socialism with Chinese specific in the new era. Report at the XIX th National Congress of the Communist Party of China. Beijing: People’s Publishing House. (In Chinese)]
- 4. Bai Limin. (2006) Graduate Unemployment: Dilemmas and Challenges in China's Move to Mass Higher Education// The China Quarterly. Cambridge University Press on behalf of the School of Oriental and African Studies. No. 185: 128–144.
- 5. Cai Yuzhuo. (2011) Chinese higher education reforms and tendencies: Implications for Norwegian higher education in cooperating with China. SIU Report Norway, Norwegian Centre for International Cooperation in Education (SIU). No. 4: 1–69.
- 6. Chen Hon Fai. (2018) Chinese Sociology. State-Building and the Institutionalization of Globally Circulated Knowledge. Palgrave Macmillan.
- 7. China Statistical Yearbook 2017. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2017/indexeh.htm (accessed 15.01.2020).
- 8. China Statistical Yearbook 2018. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2018/indexeh.htm (accessed 13.06.2021).
- 9. China Statistical Yearbook 2019. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2019/indexeh.htm (accessed 15.01.2020).
- 10. From Iron Rice Bowl to Informalization: Markets, Workers, and the State in a Changing China. (2011) Ed. by Sarosh Kuruvilla, Ching Kwan Lee and Mary E. Gallagher. Ithaca, NY; London: Cornell University Press.
- 11. Ghose A.K (2005) Employment in China. Recent trends and future challenges. In: Employment Strategy Papers 2005/14. International Labour Organization.
- 12. Li Cheng (2016) Chinese politics in the Xi Jinping era: Reassessing collective leadership. Brookings Institution Press.
- 13. Marioulas, J. (2017) China: A World Leader in Graduation Rates. International Higher Education. No. (90): 28-29.
- 14. Russian Federation. The UNESCO Institute for Statistics (UIS). URL: http://uis.unesco.org/en/country/ru (accessed 15.01.2020).
- 15. Wang D. D (2019). Performance-based resource allocation for higher education institutions in China. Socio-Economic Planning Sciences. Vol. 65
- 16. Yaisawarng S., Ng Y.C. (2014) The impact of higher education reform on research performance of Chinese universities. China Economic Review. Vol. 31.
- 17. Zhao Yong. (2014) Who's Afraid of the Big Bad Dragon?: Why China Has the Best (and Worst) Education System in the World. John Wiley & Sons Incorporated