Профессия социолога: идеалы абитуриентов и консенсус студентов
Профессия социолога: идеалы абитуриентов и консенсус студентов
Аннотация
Код статьи
S013216250013144-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Попов Евгений Александрович 
Должность: заведующий кафедрой общей социологии
Аффилиация: Алтайский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Барнаул
Выпуск
Страницы
130-139
Аннотация

Статья посвящена анализу проблемы выбора будущей профессии. На основе методологических принципов социологии профессий и проведенного эмпирического исследования были получены результаты, дающие представление об образе будущей профессии. При этом в рамках эмпирического исследования были проведены интервью с абитуриентами российских вузов (N=34), затем ставшими студентами (N=20). Смысл заключался в том, чтобы проследить, насколько идеалы будущей профессии у абитуриентов сохранялись или изменялись в дальнейшем после некоторого времени обучения по направлению подготовки «социология» в университетах. В работе использовались понятия идеалов и идеализации будущей профессии. Понятие консенсуса применялось в отношении представлений студентов о том, насколько изменились их идеалы после периода обучения. Были выявлены «конструктивные», «ценностные» и «гносеологические» идеалы будущей профессии социолога. Все они влияли на формирование образа профессии у абитуриентов вузов при их выборе направления подготовки. В то же время консенсус студентов достигался тем, что в их представлениях ряд идеалов оказывался неизменным, а некоторые идеалы трансформировались. Это обстоятельство также оказывало влияние на формирование образа профессии, в данном случае профессии социолога. В ходе исследования сделан основной вывод о том, что на позитивный образ будущей профессии влияет не только ее идеализация, но и консенсус, при котором некоторые идеалы переоцениваются и закономерно утрачиваются.

Ключевые слова
профессия социолога, выбор профессии, идеалы профессии, абитуриенты и студенты
Классификатор
Получено
30.08.2021
Дата публикации
27.09.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
50
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 Постановка проблемы. Профессию социолога можно отнести к профессиям «со сложным выбором», связанным с неопределенностью, преследующей студентов-социологов «на входе и на выходе» [Скворцов, Зырянов, 2018: 30]. Выпускникам школ приходится проводить серьезную изыскательскую работу для понимания сути этой профессии. На рынке труда практически не встречаются вакансии социологов, а те, которые предлагаются, «часто не имеют прямого отношения к той социологии, которой учили в университетах» [там же: 35]. Но это не останавливает абитуриентов.
2 Исследование вопросов формирования идеала профессии социолога стало целью данной работы. В решении конкретных задач мы опирались на следующие методологические предпосылки, относящиеся к социологии профессий и помогающие выявлению соотношения идеалов профессии и реальных компетенций, которые приобретаются в результате соответствующего опыта профессиональной деятельности. Прежде всего, учитывались ценностно-смысловые аспекты: профессия может становиться одной из ключевых ценностей повседневной жизни индивидов, но и ценности самой профессии могут разительно изменяться [Мансуров, Юрченко, 2013; Кораблева, 2013; Попова, 2009]. Отметим далее, что в русле антропологического взгляда на профессии и их развитие [Романов, Ярская-Смирнова, 2015; 2009] важно показать, каким образом профессия социолога не ограничивает профессиональный взгляд на мир (что часто граничит с социологизаторством), а напротив, значительно его расширяет, охватывает вопросы философско-мировоззренческой, политической, духовной и других сфер бытия. Отметим также подход, связанный с тем, что некоторые профессии тяготеют к инструментам власти, управления, администрирования, часто предстают как привилегированные группы [Сакс, 2020]; с этой точки зрения имело смысл обратить внимание, как такие составляющие проявляются в представлениях о профессии социолога. Для понимания «идеалов профессии» в социологии следовало обратиться к тому, насколько социологи сосредоточены на решении не только социальных вопросов и конкретных научно-исследовательских проблем, но и на оценках потенциала внутреннего развития самой профессии, в том числе и в «разнообразном международном исследовательском поле» [Попова, 2020: 59].
3 Отмечу, что само понятие профессии является дискуссионным. Так, М. Вебер подчеркивает, что «профессия – такая спецификация, специализация и комбинация функций индивида, которые составляют основу постоянной возможности обеспеченности или заработка» [Weber, 1980: 80]. В более поздних трактовках значимым можно признать «анализ профессии как института общества в его взаимодействии с институтом культуры», что позволяет расширить «представления о том, как передаются культурные нормы и ценности, которые непосредственным образом не вытекают из содержания профессионального труда, и знания, необходимые для профессиональной деятельности, но не связанные напрямую с содержанием труда, а также каким образом общекультурные нормы и ценности трансформируются и реализуются в профессиональной культуре группы» [Кораблева, 2013: 115]. Полагаю, что для цели настоящей работы такая трактовка открывает возможности для того, чтобы рассматривать константность или изменчивость идеализации профессии (или первичных представлений о ней) с течением времени при получении индивидом ценной информации и конкретных знаний об особенностях профессии. Но в любом случае индивид, изначально оценивая преимущества своего профессионального выбора, скорее всего обращается не к набору функций или компетенций в рамках той или иной профессии, а к ее значимости для общества, для своей семьи, для собственного развития, в соответствии с присущими ему ценностными ориентациями. Изменения таких оценок происходят уже при погружении в профессию и осознание всех ее нюансов и проблемных сторон.
4 Идеал профессииэто набор ценностных установок, позволяющих индивиду идентифицировать себя с определенной профессией, осознавая при этом, что профессиональные компетенции обеспечат или минимизируют дистанцию в достижении важных для жизни целей. Полагаю, что данный подход не противоречит представлениям о содержании идеала в обобщенном смысле, если иметь в виду, что «содержание идеала определяется системой ценностей, усвоенной индивидом, т.е. ценностными ориентациями, жизненными планами и целями индивида, и суммой привлекательных качеств, входящих в содержание идеального образа» [Фролова, 2011: 32]. О консенсусе в оценках профессии или профессионального выбора можно вести речь в том случае, если некоторые из идеалов утрачивают свою ценностно-смысловую нагрузку по разным причинам, а другие по-прежнему сохраняются и оказывают воздействие на представления и оценки индивида, а также его действия. С этой точки зрения будет верным использование понятия консенсуса идеализации относительно будущей профессии. Данное понятие в социологических исследованиях рассматривалось как «сохранение или отчуждение в сознании индивидов оценок той или иной социальной проблемы, которая сама по себе может значимость по-прежнему сохранять, однако индивиды меняют к ней свое отношение; это нельзя назвать кризисом восприятия, это именно консенсус идеализации – мы или принимаем оценки и не меняем отношения к проблеме с течением времени, либо подвергаем их коррекции» [Zucker, Ackerman, 1999: 67–68]. Используя это понятие в данном исследовании, я полагал возможным отследить, какие идеалы в представлениях индивидов сохраняются с течением времени, а какие утрачиваются или изменяются. По сути, консенсус есть итоговое представление о том, что было и что оказалось по прошествии определенного периода. Следует иметь в виду, что консенсус отражает в основном согласие или принятие идеалов, возникших в сознании ранее, но в то же время допускает некритичные отступления от них. Очевидно, нельзя будет назвать консенсусом полный отказ индивидов от своих прошлых идеалов.
5 Возможность соотнести идеалы профессии на этапе выбора и накопления достаточной информации о ней с консенсусом идеализации, возникающим по ходу реальной практики профессии или получения углубленных знаний о ее специфике, открывает перспективы исследования отношения к профессии. В конечном счете, оценивается «привлекательность профессий — отношение к профессиям, базирующееся на системе ценностных ориентаций индивида, формирующихся под воздействием социальной среды» [Константиновский, 2015: 264]. Такой подход позволяет оценить состоятельность выбора профессии на основе определенных ценностных установок, а также выявить ее роль в смене некоторых жизненных приоритетов индивидов.
6 Эмпирическая база исследования. Основой для анализа стали результаты эмпирических исследований «Современный выбор абитуриента вуза: "ваша социология"» и «Будущая профессия социолога в оценках студентов вузов», проведенных научным коллективом сотрудников и магистрантов факультета социологии Алтайского госуниверситета в 2018 и 2020 гг.
7 В первом случае состоялся массовый опрос абитуриентов вузов Сибири, поступающих на обучение по направлению подготовки «социология». Кроме того, и в первом, и во втором исследованиях проведены полуструктурированные интервью соответственно с абитуриентами и студентами вузов. Респондентам задавались вопросы (например, «в чем видятся преимущества профессии социолога по сравнению с другими профессиями?» и т.д.) для получения данных об отношении к будущей профессии в обобщенном виде. Это позволяет выделить ключевые идеалы профессии или критические отзывы о ней. В ходе интервью допускались отступления от заранее определенного круга вопросов: абитуриенты довольно открыто и увлеченно отзывались о профессии, которую они выбрали, и часто указывали на нюансы, которые, безусловно, можно связать с идеализацией профессии. К числу типичных вопросов студентам о том, к примеру, нравится ли им учиться на социолога или каковы основные трудности будущей профессии, добавлялись по ходу бесед вопросы о практической стороне деятельности социолога, о восприятии социологии как научной области и т.д. Именно полуструктурированное интервью позволило получить широкий срез мнений и оценок респондентов, в основе которых и отношение к профессии, и взгляд в будущее с учетом возможностей работать по полученной профессии, и оценки преимуществ социологической науки и т.д.
8 Гайд интервью содержал два основных блока: 1) вопросы, касающиеся понимания того, что такое социология, какова роль социологии в решении актуальных социальных проблем, какие профессиональные компетенции могут соответствовать профессии социолога и т.д.; 2) вопросы, возникающие в процессе интервью, связанные с выяснением индивидуальных позиций респондентов по поводу специфики профессии, особенностей выбора направления обучения, будущего жизненного пути и др.
9 Исследование охватывало вузы, осуществляющие подготовку социологов в Сибирском федеральном округе (4 из 14 вузов и двух филиалов). Интервью с абитуриентами проводились во время работы приемных комиссий в вузах (участниками стали 34 абитуриента из Алтайского, Горно-Алтайского, Новосибирского и Омского госуниверситетов). Выборка была стихийной, а специфика выбора вузов определялась наличием в них достаточного количества бюджетных мест. В вузах, где таких мест было менее пяти, получить достаточное количество респондентов для исследования не представлялось возможным: на платную форму поступает мало абитуриентов, а большая часть студентов отчисляется уже по итогам первого семестра или года обучения в вузе. Исходя из этого в выборку попали названные выше четыре вуза, имеющие достаточное количество мест бюджетного набора.
10 Абитуриенты поступали в вузы в основном из своих регионов, только среди респондентов из НГУ треть оказалась из других российских регионов (два абитуриента из европейской части России), преобладали девушки (29 чел.), что подтверждает тенденцию «женского лица» профессии социолога. Среди участников исследования из числа студентов были только девушки, имевшие хорошую и отличную успеваемость, занимающиеся наукой и активной общественной работой (можно предположить, что их профессиональный выбор оказался состоятельным, и вероятнее всего они не готовы будут отказаться от сформированных в их сознании идеалов будущей профессии).
11 Полученные интервью подвергались транскрипции, затем транскрипты кодировались, строились соответствующие кодировочные таблицы (было выделено 20 кодов). Это позволяло рассчитывать на адекватное сравнение результатов интервью абитуриентов, а затем этих же лиц, но ставших уже студентами. В основном сравнительный анализ интервью одних и тех же респондентов проводился с учетом созданных «кодов» транскриптов: так, например, сформулированные абитуриентами идеалы будущей профессии социолога сопоставлялись с теми идеалами, которые закреплялись в сознании студентов старшего курса.
12 Важным моментом исследования на данном этапе являлось соблюдение двух условий: идентификация поступающих по фамилии и имени и указанный «первый» приоритет при подаче документов на направление подготовки «социология». Первое условие гарантировало возможность проведения исследования уже с конкретными студентами, идентифицировав их как бывших абитуриентов. Второе условие позволяло свести к минимуму потери абитуриентов и сохранить, таким образом, большинство участников исследования ко второму этапу. На данном этапе из 34-х абитуриентов были идентифицированы 20 студентов из всех указанных выше четырех вузов Сибири (из остальных 14 абитуриентов восемь не стали студентами-социологами, а еще шесть в последующие годы были отчислены из вузов по разным причинам). Интервью проводилось со студентами-социологами, обучающимися на третьем курсе. К этому времени у них сложился вполне определенный взгляд на специфику будущей профессии социолога, они уже прошли производственную практику в рамках учебного процесса и вполне способны отделить идеалы, сформированные у них как у абитуриентов, от реальности профессионального выбора. Основная задача исследования, таким образом, заключается в соотнесении идеалов будущей профессии социолога, возникших у абитуриентов, с консенсусом идеализации (трансформацией идеалов) у тех же индивидов, но ставших студентами-третьекурсниками.
13 Идеализация будущей профессии. Для абитуриентов выбор будущей профессии связан в том числе и с ее идеализацией. В выборе профессии не всегда удается избежать неопределенности: «образовательные запросы молодых людей зачастую до конца не прояснены как для окружающих, так и для них самих», поэтому «неопределенность исходит…от абитуриентов» [Константиновский, Кузнецов, 2020: 84]. Вместе с тем неопределенность, по-видимому, и порождает идеализацию будущей профессии. Идеалы становятся отражением ценностных ориентаций молодых людей, а на сам выбор будущей профессии ее идеализация оказывает важнейшее влияние.
14 Иногда суждения абитуриентов вызывали немалое удивление: в них будущая профессия социолога идеализировалась «радикально» («лучшая профессия на земле»; «мировая профессия»; «я ее люблю»; «социология — это же футурум»; «без такой профессии общество не сможет развиваться»). В анализе выделены пять линий в идеализации будущей профессии социолога: 1) «конструктивная»: формирование позитивного образа профессии; 2) «ценностная»: соответствие профессии актуальным ценностям общества и значимым ценностным ориентациям индивидов; 3) «гносеологическая»: познавательные функции профессии; 4) «административная»: приобретение профессиональных компетенций для принятия управленческих решений и вхождения во властные структуры; 5) «политическая»: анализ идеологической ситуации и включенность в широкий круг политических процессов.
15 Так, в формировании позитивного образа будущей профессии абитуриенты «конструировали» шкалу ее оценки, выбирая характеристики, которые, по их мнению, явно соответствуют профессии социолога. Предлагалось выбрать по три наиболее важные характеристики и поместить их в три группы: 1) «профессия будущего», 2) «профессия, дающая значимые возможности», 3) «профессия для самых активных». В первой группе наиболее популярным оказалось сочетание следующих характеристик профессии социолога в представлениях абитуриентов: уметь объективно предсказывать социальные изменения в будущем; смотреть только вперед, не оглядываясь назад; надеяться на изменение мира в лучшую сторону. Во вторую группу абитуриенты чаще всего относили такие характеристики, как возможности анализировать огромные массивы информации; иметь отношение к появлению искусственного интеллекта; помогать не только обществу, но и каждому отдельно взятому человеку. Группа «профессия для самых активных» определила пул возможностей для «молодой» профессии: обязательно изменит взгляды в лучшую сторону; поможет с социализацией и инкультурацией; найдет точки соприкосновения для поколений. Словом, абитуриенты демонстрировали позитивную часть их сложного жизненного этапа выбора будущей профессии.
16 Формирование позитивного образа будущей профессии указывает на путь рациональной рефлексии абитуриентов: они хотят получить востребованные, «активные» профессиональные компетенции и применить их в будущем в практической деятельности. Кроме того, абитуриенты свой выбор связывали и с идеалом «нужной профессии». По их мнению, такой профессией и является профессия социолога: «у нас много профессий, но социологов очень мало, а без них нельзя оценить происходящие перемены» (р. 3); «социологи нужны, потому что важно разбираться в обществе и в том, что думают люди» (р. 17); «если обществу нужна профессия теолога или политолога, то уж точно нужна и профессия социолога» (р. 24).
17 В то же время будущая профессия должна отвечать ценностным ориентациям абитуриентов и соотноситься с принятыми в обществе актуальными ценностями. Характеристики профессии социолога связывались с набором качеств и возможностей, присущих самим абитуриентам: «мне эта профессия подходит, потому что я умею слушать людей» (р. 2); «социологи – это серьезные люди, и я тоже серьезно отношусь к жизни» (р. 11); «мне интересно узнавать, что окружающие думают о происходящих событиях, и профессия социолога как раз с этим связана» (р. 16); «социология мне близка, ведь она учит доверять общественному мнению» (р. 20); «я всегда задумываюсь, почему происходят какие-то события в обществе, думаю, что и социологи – очень наблюдательные люди» (р. 27). Такая связь вполне закономерна, потому что будущая профессия должна соответствовать, по мнению исследователей, «социально-личностным качествам» человека [Набиулина и др., 2016: 86].
18 Вместе с тем в выборе профессии играют роль и важные для общества ценности, в том числе общечеловеческие. В представлениях абитуриентов профессия социолога неразрывно связывалась с ценностями общества, мира, знания, культуры, духовности и т.д. «Социологи исследуют не только общество, но и духовность, духовный мир человека, справедливость, семью» (р. 10); «в этой профессии должно стоять на первом месте уважение к людям» (р. 11); «я выбрал социологию, потому что она поможет мне решать актуальные проблемы, например, моральные или правовые» (р. 18). Практически все значимые для социального взаимодействия ценности так или иначе присутствовали в обосновании выбора профессии, способствуя ее идеализации, однако преобладали преимущественно социальные: труд, образование, справедливость, мораль, свобода и другие. Полагаю, что это может свидетельствовать о неслучайности выбора будущей профессии.
19 Выбор в пользу социологии определялся также и познавательными функциями будущей профессии. В связи с этим можно выделить две группы идеалов: 1) идеалы «универсальной» по познавательным возможностям профессии: «В отличие от других профессий социология дает возможность разбираться в вопросах психологии, политики, экономики и т.д.» (р. 3); «мы будем работать с методами, которые помогут понять все процессы, происходящие в обществе, а другие профессии этого не могут» (р. 5); «в социологии нужно знать много других наук, например, математика, экономика, экология, это дает преимущества» (р. 17); 2) идеалы «сложной» профессии: «если стать социологом, то придется решать сложные вопросы, а для этого нужно много знать» (р. 22); «общество становится сложным и профессия социолога тоже сложная» (р. 27); «сложность профессии в том, что мы должны будем понимать, как устроен наш мир» (р. 30). Идеализация профессии для абитуриентов с точки зрения познавательных функций в основном исходит из междисциплинарного опыта социологии, а также усложнения объектов окружающей реальности. В целом абитуриенты высоко оценивают возможности участия социологов в изучении важных для общества и человека процессов – для них будущая профессия воспринимается как сложная матрица осмысления социального бытия, и они не склонны ее упрощать.
20 Для будущей профессии важен и «управленческий потенциал» социологии, на что нередко обращали внимание респонденты. Идеал «умения управлять обществом» прочно закрепляется в сознании поступающих в вуз: «я смогу влиять на то, как общество взаимодействует с каждым человеком» (р. 12)1; «социологи могут помочь в эффективном управлении и в стране, и в регионах» (р. 20); «я бы хотел в своей профессии иметь возможности управлять разными процессами» (р. 23); «я ожидаю от будущей профессии возможностей принимать такие решения, которые бы влияли на улучшение жизни людей» (р. 26); «только социологи способны поднять уровень управления в обществе и повлиять на развитие гражданского общества» (р. 34). Очевидно, что данный идеал формируется и по следующей причине: «на основе накопленного за последние десятилетия опыта социологические кафедры формулируют ответ, вполне понятный широкой публике: социология нужна, чтобы управлять обществом в целом и отдельными его группами» [Окольская, 2010: 313].
1. В скобках указан код респондента, однако фамилии и имена участников были известны, так как на втором этапе исследования (выявление «консенсуса студентов») по прошествии значительного времени необходимо было идентифицировать каждого интервьюируемого.
21 К слову сказать, респонденты в большинстве случаев профессию социолога соотносят именно с управлением. Это определяет «политический» аспект идеализации: абитуриенты выделяют не просто возможность, а необходимость включаться в широкий круг политических процессов. В целом это может дать им дополнительные возможности не только для личностного развития и роста, но и для решения профессиональных задач: «я думаю, что каждый социолог должен разбираться в политике, это поможет лучше знать, что необходимо нашему обществу» (р. 20); «если хочешь быть профессионалом, нужно знать, как устроена политика» (р. 34).
22 Идеалы абитуриентов представляют довольно привлекательный образ будущей профессии, но важно представлять, что происходит в дальнейшем. Этот вопрос был адресован студентам, уже соприкоснувшимися на практике с профессией социолога.
23 «Коррекция» идеалов у студентов. Спустя несколько лет мы вернулись уже к студентам, прошедшим половину дистанции в получении образования по направлению «социология». Многие из них не совсем помнили о том, с какими идеалами они связывали будущую профессию, однако были и те, кто готов был эти идеалы по-прежнему отстаивать. Явление это само по себе довольно примечательное: студенты оценивают и состоятельность своего выбора (при этом вопрос о том, хотели ли они изменить свой выбор, поставил многих в тупик), и содержание будущей профессии, уже познакомившись с ее спецификой не только в теоретическом, но и в практическом плане – после прохождения производственной практики.
24 Предполагалось, что студенты в значительной степени склонны будут вносить изменения в те идеалы, которые у них сложились по отношению к профессии социолога во время поступления в вуз. Как оказалось, респонденты готовы были внести некоторые незначительные изменения в идеалы, но отказываться от них полностью не собирались2.
2. Интервью со студентами можно было провести в двух вариантах – знакомить их с прошлыми ответами и затем интересоваться тем, в какой степени были пересмотрены идеалы, или же вести беседу «с чистого листа», чтобы сами респонденты актуализировали идеалы и вносили в них коррективы. Для идентификации консенсуса по поводу идеалов выбранной профессии имело смысл идти по второму пути – студенты, таким образом, могли «переносить» идеалы будущей профессии из прошлого в настоящее время и иметь простор для их корректирования.
25 Наиболее константными оказались «конструктивные» идеалы, связанные с образом будущей профессии. В представлениях студентов сохранился образ социолога, решающего вопросы, связанные с управлением, воздействием на массы и общество в целом. Возможно, это объяснялось профилизацией подготовки (например, в Алтайском университете действовал профиль бакалавриата «социология организации и управления») или желанием студентов гармонизировать общественные отношения. Последнее обстоятельство нашло свое подтверждение в отзывах студентов: «Общество находится в раздрае, люди не всегда понимают друг друга, возникают конфликты и напряженные ситуации, а вмешательство социолога может помочь решить эти сложности» (р. 12); «трудно живется всем, так уж устроено общество; изучая его проблемы, а также общественное мнение, мы можем внести свой вклад в регулирование этих процессов» (р. 23). Представления о профессии социолога прочно увязывались с управлением (15 участников интервью поставили этот сегмент на первое место). Образ профессии неразрывно связан и с призванием, которое у абитуриентов проявлялось в ее идеализации, а у студентов - в приобретении компетентности наряду с личностной вовлеченностью в профессию (я бы назвал это состояние «профессиональной рефлексией»). На этот счет исследователи полагают, что «в ходе обучения образ будущей профессии складывается у студентов через представления о призвании как личностной вовлеченности и представления о профессиональной научной и практической компетенции» [Темкина, 2017: 26]. Вопрос о призвании перед абитуриентами не ставился, а студенты в своих отзывах исходят уже из вовлеченности в профессию: «Я не отказываюсь от своего выбора, по духу мне профессия социолога близка, потому что она чувствует общество и людей в нем» (р. 3); «пока меня все устраивает: я осознаю эту профессию и у меня к ней положительное отношение» (р. 5); «а мне здесь интересно и в принципе быть социологом – это важная задача» (р. 13); «теперь уже это точно мое, я имею в виду мой выбор этой профессии» (р. 22).
26 В суждениях о соответствии будущей профессии ценностным ориентациям студентов, а также коллективным ценностям обнаружились заметные «коррективы» идеалов. Респонденты в основном отмечали, что не готовы к активной коммуникации с людьми, как того требует будущая профессия социолога (12 студентов), вместе с тем большинство участников исследования полагали, что их выбор будущей профессии не случаен, потому что в ней можно проявить свои лучшие личностные качества: терпеливость, ответственность, умение слушать других, благожелательность и т.д. Отмечу, что два респондента (р. 2 и р. 11) категорически отказались от идеалов будущей профессии (хотя ранее связывали их с особенностями своего характера), объяснив это тем, что профессия социолога не совпадает с их установками: «я совсем другой человек, мне часто невозможно слушать нелепые высказывания людей, я начинаю злиться»; «у студентов пока другие цели – мы не всегда думаем о будущей профессии, нам нужно вкусить всех прелестей жизни, ведь мы молодые люди». Консенсус студентов по отношению к идеалам будущей профессии, сложившимся у абитуриентов, обозначился и в оценке соответствия таких идеалов коллективным ценностям. От некоторых идеалов студенты по-прежнему не готовы были отказаться (связь профессии социолога с уважением к людям, с ценностями морали, права, семейными ценностями, справедливостью и т.д.), а в другие вносили «коррективы»: «социологи зациклены на общественном мнении, а нужно видеть человека» (р. 13); «в профессии имеет значение скорее всего не только уважение к людям, но и уважение к обществу, культуре, в которой мы живем» (р. 11). Изменение не только структуры самих коллективных ценностей, но и погружение в профессию, когда эти ценности осмысливаются сквозь призму общественных интересов и потребностей, не могут не сказаться на оценках респондентов. Поэтому вполне закономерным видится ситуация, при которой часть идеалов профессии сохраняется, а другая подвергается корректированию.
27 Изменения претерпели и идеалы, связанные с познавательными функциями будущей профессии. Респонденты единогласно отметили, что профессия социолога – «самая универсальная», потому что «знает обо всем», «нужна для изучения разных сторон жизни», «базируется на широких знаниях из различных областей наук», «позволяет систематизировать и обобщать разнообразную информацию», «не дает видеть мир однобоко», «все время заставляет учиться новому» и т.д. Это совпадаем с мнением о том, что «важное преимущество социологического образования… – его универсальность» [Набиулина и др., 2016: 87].
28 Таким образом, консенсус студентов выражается в том, что некоторые идеалы будущей профессии в период получения образования (а вероятнее всего и в последующей самостоятельной профессиональной деятельности), могут сохраняться, что создает позитивный образ профессии, делает ее более популярной и значимой для общества.
29 Заключение. В ходе исследования были получены следующие основные выводы.
30
  • - Абитуриенты, выбирая будущую профессию, склонны ее идеализировать; в их сознании закреплен позитивный образ профессии, формируемый определенными ценностно-смысловыми характеристиками профессии и познавательными возможностями социологии как науки.
  • Идеалы абитуриентов формируются «конструктивной», «ценностной», «гносеологической», «административной» и «политической» составляющими профессиональных компетенций социолога; каждая из этих составляющих связана с ценностными ориентациями абитуриентов, т.е. отражает их индивидуальные взгляды на жизнь и в то же время соотносится с ценностями общества.
  • Для понимания значимости профессии социолога было предпринято сравнение идеалов абитуриентов и последующих представлений этих же молодых людей, но ставших уже студентами; такое сравнение названо «консенсусом идеализации» в силу того, что некоторые идеалы могут по-прежнему устойчиво сохраняться в сознании студентов (студенты с ними «согласны»), другие же нивелируются; «консенсус идеализации» показывает, насколько студенты подтверждают или опровергают свои собственные оценки профессии социолога, которые они высказывали при поступлении в вуз, не имея достаточных знаний о специфике профессии и ее сложностях.
  • Консенсус студентов свидетельствует о том, в частности, что интерес к будущей профессии сохраняется, как сохраняются и самые важные идеалы, например, связанные с позитивным образом профессии социолога.
  • Выявленные особенности профессии социолога в представлениях абитуриентов, а затем и студентов, необходимо учитывать для построения образовательных траекторий в вузах, чтобы образ профессии оставался привлекательным для человека и для общества.

Библиография

1. Константиновский Д.Л. Наследие профессора Шубкина // Грани российского образования. М.: Центр социол. исследований, 2015. С. 261–277.

2. Константиновский Д.Л., Кузнецов И.С. Категория доверия в исследовании выбора вуза // Социологический журнал. 2020. Т. 26. № 2. С. 82–101. DOI: 10.19181/socjour.2020.26.2.7266

3. Кораблева Г.Б. Становление подходов к социологии профессий в России // Социологические исследования. 2013. № 1. С. 109–117.

4. Мансуров В.А., Юрченко О. Социология профессиональных групп: история становления и перспективы // Вестник Института социологии. 2013. № 7. C 91–106.

5. Набиулина К.А., Солодников В.В., Цыбикова Д.Г. Выпускники социологических факультетов на рынке труда // Социологические исследования. 2016. № 8. С. 81–91.

6. Окольская Л.А. Ценности и нормы социологической профессии на сайтах факультетов и кафедр // Вестник Института социологии. 2010. № 1. С. 296–327.

7. Попов Е.А. Будущая профессия социолога: ожидания абитуриентов // Социодинамика. 2020. № 10. С. 46–55. DOI: 10.25136/2409-7144.2020.10.34262

8. Попова И.П. Социология профессий как проект (по материалам журнальной рубрики) // Социологические исследования. 2020. №7. C 57-69. DOI: 10.31857/S013216250010023-8

9. Попова И.П. Профессии и профессионализм в международной дискуссии // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 52–57.

10. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Социология профессий: аналитические перспективы и методология исследований. М.: Вариант, 2015.

11. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Мир профессий: пересмотр аналитических перспектив // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 25–35.

12. Сакс М. Неовеберианство и профессии // Социологические исследования. 2020. № 6. C 28–41. DOI: 10.31857/S013216250009646-3

13. Скворцов Н.Г., Зырянов В.В. Социологическое образование: между стандартами и реалиями // Социологические исследования. 2018. № 7. С. 30–40. DOI: 10.31857/S013216250000190-2

14. Стриханов М.Н. Тенденции формирования состава студентов вузов // Грани российского образования. М.: ЦСИ, 2015. С. 173–191.

15. Темкина А.А. Студенты сестринского дела: между идеалами и практикой профессии // Социологические исследования. 2017. № 7. С. 24–34.

16. Фролова С.Л. Духовно-нравственные основы профессионального идеала // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2011. № 1. С. 31–35.

17. Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft: Grundriss der verstehenden Soziologie. Tubingen: J.C.B. Mohr (Paul Siebeck), 1980.

18. Zucker A., Ackerman S. Ideale und ideal: die Entwürfe der neuen Realität und ihre Wahrnehmung. Bonn: STARTEXT, Unternehmensberatung GmbH, 1999.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести