КОГНИТИВНЫЙ И СМЫСЛОВОЙ УРОВНИ ДЕТЕРМИНАЦИИ МЫШЛЕНИЯ В ТЕОРИИ А.В. БРУШЛИНСКОГО
КОГНИТИВНЫЙ И СМЫСЛОВОЙ УРОВНИ ДЕТЕРМИНАЦИИ МЫШЛЕНИЯ В ТЕОРИИ А.В. БРУШЛИНСКОГО
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000616-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация
Рассматриваются основные положения о детерминации мышления с точки зрения континуально-генетического принципа исследования мышления, предложенного А.В. Брушлинским. Его идеи о процессуальной природе мыслительного поиска преломляются и развиваются в современных условиях развития психологии мышления. Представлены исследования компонентов психологического содержания мышления как важных детерминант его функционирования. Предлагается наиболее дифференцированная структура когнитивного и смыслового планов мышления с позиций субъектно-деятельностного и системного подходов в психологии. Определены перспективы анализа и исследования мышления.
Ключевые слова
мышление как процесс, мышление как деятельность, условие и требование задачи, континуально-генетический метод, субъектно-деятельностный подход, интеллект, смысл.
Классификатор
Дата публикации
04.03.2013
Всего подписок
1
Всего просмотров
571
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные источники и материалы

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
  2. Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В., Петровский В.А., Субботский Е.В., Хараш А.У., Цветкова Л.С. О некоторых перспективах исследований смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 35-45.
  3. Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. СПб.: Алетейя, 2002.
  4. Барабанщиков В.А. Психология восприятия. Организация и развитие перцептивного процесса. М.: Когито-Центр, 2006.
  5. Брушлинский А.В. Взаимосвязь процессуального и личностного аспектов мышления // Мышление: процесс, деятельность, общение. М.: Наука, 1982. С. 5-49.
  6. Брушлинский А.В. Избранные психологические труды. М.: Институт психологии РАН, 2006.
  7. Брушлинский А.В. К психологии творческого процесса (Психология мышления вместо так называемой эвристики) // Психология субъекта. СПб.: Алетейя, 2003. С. 232-268.
  8. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2003.
  9. Брушлинский А.В., Темнова Л.В. Интеллектуальный потенциал личности и решение нравственных задач // Брушлинский А.В. Избранные психологические труды. М.: Институт психологии РАН, 2006. С. 29-125.
  10. Васильев И.А. Мотивация и смысловая регуляция мыслительной деятельности // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 214-232.
  11. Васильев И.А. От методологической независимости к взаимозависимости // Методология и история психологии. 2009. Т. 4. Вып. 4. С. 60-72.
  12. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
  13. Воловикова М.И. Микросемантический анализ как метод исследования мышления и личности // Вопросы психологии. 2003. № 1. С. 90-98.
  14. Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. М.: Институт психологии РАН, 2004.
  15. Гудкова М.В. Характеристики критического мышления субъекта при решении социальных задач: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Казань, 2011.
  16. Знаков В.В. Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии. М.: Институт психологии РАН, 2007.
  17. Идея системности в современной психологии / Под ред. В.А. Барабанщикова. М.: Институт психологии РАН, 2005.
  18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Издательский центр Академия, 2004.
  19. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003.
  20. Павлюченкова Т.В. Процессуальные характеристики решения тестовых задач: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2002.
  21. Персиянцев С.А. Соотношение уровневых характеристик процесса мышления субъекта и особенностей осознания смысловых связей: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2007.
  22. Селиванов В.В. Мышление в личностном развитии субъекта (2-е издание). Смоленск: Универсум, 2003.
  23. Селиванов В.В., Алексеева Ю.В. Психология мышления: соотношение смысловых и процессуальных характеристик. Смоленск: Универсум, 2007.
  24. Селиванов В.В., Борисов В.В., Мунерман В.И. Психологическое и математическое моделирование интеллекта // Известия Смоленского государственного университета. 2012. №1 (17). С. 333-349.
  25. Темнова Л.В. Специфика мыслительного процесса решения нравственных задач: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1991.
  26. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: Академия, 2002.
  27. Тихомиров О.К., Бабаева Ю.Д., Березанская Н.Б., Васильев И.А., Войскунский А.Е. Развитие деятельностного подхода в психологии мышления // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. М.: Смысл, 1999. С. 191-234.
  28. Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М.: Институт психологии РАН, 2003.
  29. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000.
  30. Psychological Differentiation. Studies of Development. /Eds.: Witkin H. A., Dyk R. В. a. o. N.Y., 1974.
  31. Psychologists teach critical thinking (Special Issue) / Eds. Halpern D.E., Nummedal S.G. Teaching of Psychology. 1995. V. 22.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести