ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СРЕДСТВ ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ПРОСТРАНСТВЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ ВОЗДУШНОГО СУДНА
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СРЕДСТВ ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ПРОСТРАНСТВЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ ВОЗДУШНОГО СУДНА
Аннотация
Код статьи
S0205-96060000616-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
60-91
Аннотация
Авиационные приборы, измеряющие угловое положение воздушного судна относительно горизонта и делающие эту информацию доступной для летчика, играли важнейшую роль в освоении слепого полета, позволяя уверенно летать вне видимости земли: в облаках, ночью и в сложных метеоусловиях. Не случайно именно такие приборы или их современные последователи занимают центральное место на приборной доске любого воздушного судна. Их истории посвящен ряд работ в основном советского периода (библиография приведена на сайте Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН). К сожалению, им присущ идеологизированный подход, свойственный всем публикациям того времени: отечественные изобретения и достижения объявлялись лучшими и первыми, чужие успехи замалчивались. Другая причина такого подхода состояла в сложности доступа к зарубежным источникам: ведь только с недавнего времени печатные издания и архивные материалы первой половины XX в. стали оцифровывать и выкладывать в Интернет, благодаря чему они становятся доступными. Но и англоязычным статьям и заметкам по истории авиационной техники часто присуще одностороннее освещение вопроса. Причина здесь, по-видимому, в незнании успехов, достигнутых в других странах, как из-за сложности доступа к источникам информации, так и языкового барьера. В данной статье преследуется цель на основе отечественных и зарубежных источников дать по возможности более объективную и широкую ретроспективу развития приборов, предназначенных для пространственной ориентировки летчиков. Многие из них совершенно забыты и, возможно, напрасно: в них были заложены интересные идеи и принципы действия, которые могут пригодиться и теперь (конечно, на современном уровне реализации).
Ключевые слова
индикация пространственного положения, авиагоризонт, авиационные приборы, история авиации
Классификатор
Дата публикации
01.01.2018
Всего подписок
8
Всего просмотров
1054
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные источники и материалы

1. Джон Серсон (John Serson, ум. 1744) - английский моряк, капитан, погиб при испытаниях своего прибора на море. 
2. См.: Андреев В. Д., Блюмин И. Д., Девянин Е. А., Климов Д. М. Обзор развития теории гироскопических и инерциальных навигационных систем // Развитие механики гироскопических и инерциальных систем / Ред. А. Т. Григорьян. М.: Наука, 1973. С. 33-72; Wagner, J. F. From Bohnenberger's Machine to Integrated Navigation Systems, 200 Years of Inertial Navigation // Photogrammetric Week 05, Heidelberg 2005 (см.: http://www.ifp.uni-stuttgart.de/publications/phowo05/160wagner.pdf).
3. Nagem, R. J., Sandri, G. Translators' Notes // Klein, F., Sommerfeld, A. The Theory of the Top. New York: Springer, 2014. Vol. 4 (Technical Applications of the Theory of the Top). P. 989
4. Fleuriais, G. Gyroscope-collimateur // Revue maritime et coloniale. 1886. T. 91. P. 412
5. Klein, Sommerfeld. The Theory of the Top. P. 919
6. Окер В., Крейн К. Теория и практика слепого полета. М.: Воениздат, 1933. С. 14.
7. Техника авиации / Ред. С. Г. Хорьков. М.: Авиаиздательство, 1927. С. 127-130.
8. Coombs, L. F. E. Fighting Cockpits 1914-2000. Design and Development of Military Aircraft Cockpits. Shrewsbury: Airlife Publishing, 1999.
9. Franklin, W. S., Stillman, M.H. Inclinometers and Banking Indicators // Aeronautic Instruments. Section IV. Direction Instruments. Report No. 128. Washington: Government Printing Office, 1925. P. 3-17
10. Ferry, E. S. Applied Gyrodynamics for Students, Engineers and Users of Gyroscopic Apparatus. New York: John Wiley & Sons, 1933. P. 76-77.
11. Lawson, E., Lawson, J. The First Air Campaign: August 1914 - November 1918. Boston: Da Capo Press, 2007. P. 106; Franklin, Stillman. Inclinometers.. P. 3-17.
12. Brombacher, W. G. Present Status of Aircraft Instruments. Report No. 371. NACA, 1930
13. Фридлендер Г. О., Майоров С. А. Мембранные аэронавигационно-пилотажные приборы. М.: Изд-во ВВИА им. Н. Е. Жуковского, 1947.
14. Патент США № 1642087 «Direction Indicator for Moving Bodies*. Дата приоритета (по немецкому патенту) - 1923 г.
15. Теодор Розенбаум (Theodor Rosenbaum) - немецкий ученый, изобретатель, сотрудник компании «Гироректор».
16. Баур Г. Личный пилот Гитлера. Воспоминания обергруппенфюрера СС. 1939-1945. М.: Центрполиграф, 2006.
17. Калихман Д. М. Забытые имена: две судьбы в разломе русской революции // Новости навигации. 2009. № 4. С. 47-52
18. Черненко Г. Изобретатель «гирокара» // Изобретатель и рационализатор. 1994. № 1. С. 28-29
19. Johnson, S. L., Roscoe, S. N. Frequency-Separated Flight Displays // Technical Report QNR-70-2. Urbana - Champaign: University of Illinois, 1970. P. 4.
20. Сарайский Ю. Н., Алешков И. И. Аэронавигация. Ч. 1. Основы навигации и применение геотехнических средств. 2-е изд. СПб: Изд-во Университета гражданской авиации, 2013; Джорданов А. Полеты в облаках. М.: Воениздат, 1940.
21. Спирин И. Т. Навигация одиночного самолета. 2-е изд. М.: Воениздат, 1936.
22. Хронология советской промышленности И. Родионова. 1946 г. // http://www2.warwick. ac.uk/fac soc/economics/staff/mharrison/aviaprom/ver10/.
23. Браславский Д. А., Логунов С. С. Авиационные приборы. М.: Оборонгиз, 1941. С. 202.
24. ГОСТ 2353-43. Приборы авиационные бортовые. Авиагоризонт пикирующий пневматический.
25. Акт № 154-60. Летные испытания указателя авиагоризонта УАГ-1 на самолете Ан-12 и УТИ МиГ-15 // http://www.airhorse.narod.ru/aviaprom/otchot/akt154_60/akt154_60.html
26. Gardner, T. E. F-100 Super Sabre at War. Minneapolis: Zenith Press, 2007. P. 75.
27. Знаменский А. Уклономеры // Техническая энциклопедия / Ред. Л. К. Мартенс. М.: ОГИЗ РСФСР, 1934. Т. 24. С. 496-497.
28. Патент США № 2053183.
29. Previc, F. H., Ercoline, W. R. The "Outside-In" Attitude Display Concept Revisited // The International Journal of Aviation Psychology. 2001. No. 4. P. 377-401; Dalitsch, W. Blind Flying // Approach. 2011. No. 1-2. P. 6-8.
30. Previc, Ercoline. Spatial Disorientation.. P. 26.
31. Human Factors in Aviation / E. L. Wiener, D. C. Nagel (eds.). New York: Academic Press, 2010; Smiths Para-Visual Director // Flight. May 13, 1960. P. 652, 655.
32. Majendie, A. M. A. The Para-Visual Director // Journal of Navigation. 1960. Iss. 4. P. 447-454.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести