Традиционная культура в полицентричном мире. Статья 2. Традиционная культура в контексте вызовов модернизации. Российский опыт в сравнительно-исторической перспективе
Традиционная культура в полицентричном мире. Статья 2. Традиционная культура в контексте вызовов модернизации. Российский опыт в сравнительно-исторической перспективе
Аннотация
Код статьи
S086904990002760-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Шемякина Ольга Дмитриевна 
Должность: Главный научный сотрудник кафедры истории России до начала XIX века исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Аффилиация: МГУ им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
174-186
Аннотация

Достижение оптимального баланса ценностей модернизации (единый комплекс которых впервые сформировался на Западе в XVII – XVIII вв.) и традиционной культуры, включая ее архаическую составляющую, – необходимое условие достижения целостности национальных организмов. Игнорирование же творческого потенциала традиционной культуры, в том числе и архаики, неспособность вступить с ней в конструктивный диалог – одни из главных факторов, породивших кризис как западного цивилизационного дискурса, так и первого отечественного “модерн-проекта” – “Санкт-Петербургской России” XVIII в. То, что подобный конструктивный диалог был в принципе вполне возможен, убедительно свидетельствует, по заключению автора, пример русских старообрядцев, ключевая роль, которую они сыграли в процессе капиталистической модернизации России в XIX–начале XX в., проект обновления России, выдвинутый В. Рябушинским и его единомышленниками и предполагавший органическое соединение наследия допетровской Руси и ценностей модернизации.

Ключевые слова
модернизация, модерн-проект, традиционное общество, аристотелевская парадигма, архаика
Классификатор
Получено
28.12.2018
Дата публикации
28.12.2018
Всего подписок
10
Всего просмотров
1931
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография

1. Ахиезер А.С. (2006) Труды. М.: Новый хронограф.

2. Вебер М. (1990) Избранные произведения. М.: Прогресс.

3. Вульф Л. (2003) Изобретая Восточную Европу: Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. М.: Новое литературное обозрение.

4. Ильин В.Н. (1997) Эссе о русской культуре. СПб.: Акрополь.

5. Живов В.М. (2002) Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М.: Языки славянской культуры.

6. Карташев А.В (1992) Смысл старообрядчества // Церковь. Старообрядческий церковно-общественный журнал. № 2. С. 18–20.

7. Керов В.В. (2005а) “Се человек и дело его…”: Конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства в России. М.: ЭКОН-ИНФОРМ.

8. Керов В.В. (2005b) Новый строй личности и новый тип религиозности в старообрядчестве // Липоване. История и культура русских старообрядцев. Вып. № 2. Одесса: ОНУ. С. 3–9.

9. Копосов Н.Е. (2001) Как думают историки. М.: Новое литературное обозрение.

10. Малявин В.В. (2011) Средоточия. Избранные эссе, доклады, интервью, рецензии. Иваново: Роща Академии.

11. Медушевский А.Н. (2014) Российская правовая традиция: опора или преграда? М.: Либеральная миссия.

12. Мельников Ф.Е. (1911) Блуждающее богословие. М.: Типография П.П. Рябушинского.

13. Мильков В.В. (1997) Предисловие // Древняя Русь: пересечение традиций. М.: Научно-издательский центр “Скрипторий”. С. 3–10.

14. Панченко А.М. (1984) Русская культура в конце петровских реформ. Ленинград: Наука.

15. Пигин А.В. (2006) Видения потустороннего мира в русской рукописной книжности. СПб.: Дмитрий Буланин.

16. Рябушинский В.П. (1994) Старообрядчество и русское религиозное чувство. Москва; Иерусалим: Мосты.

17. Следзевский И.В. (2005) Модели хаоса в глобальном и цивилизационном видении // Границы. Рубеж. Переход. Социокультурное пограничье в глобальном и региональном аспектах. М.: Институт Африки РАН. С. 89–99.

18. Смилянская Е.Б. (2003) Волшебники. Богохульники. Еретики. Народная религиозность и “духовные преступления” в России XVIII в. М.: Индрик.

19. Топоров В.Н. (1995) Святость и святые в русской духовной культуре. Т.1. Первый век христианства на Руси. М.: Гнозис – Школа “Языки русской культуры”.

20. Шахов М.О. (1998) Философские аспекты староверия. М.: Издательский дом “Третий Рим”.

21. Шемякин Я.Г. (2001) Европа и Латинская Америка: взаимодействие цивилизаций в контексте всемирной истории. М.: Наука.

22. Шемякин Я.Г., Шемякина О.Д. (2006) Старообрядчество и процесс формообразования в российской цивилизации // Общественные науки и современность. № 2. С. 98–108.

23. Шемякина О.Д. (2008) Власть линии в россиеведении и нелинейный характер российского хаокосмоса // Общественные науки и современность. № 2. С. 92–103.

24. Шемякина О.Д. (1994) Эмоциональные преграды во взаимопонимании культурных общностей (заметки историка о межгрупповой враждебности) // Общественные науки и современность. № 4. С. 104–114.

25. Шеффел Д. (1992) Старая вера и русский церковный обряд // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск: Наука. С. 22–27.

26. Эткинд А., Уффельман Д., Кукулин И. (2012) Внутренняя колонизация России: между практикой и воображением // Там, внутри. Практики внутренней колонизации в культурной истории. М.: Новое литературное обозрение. С. 31–56.

27. Якимович А. (1995) Магическая вселенная. Очерки по искусству, философии и литературе XX века. М.: Галарт.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести