- Код статьи
- S207054760011041-2-1
- DOI
- 10.18254/S207054760011041-2
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск № 2
- Страницы
- 0
- Аннотация
В 2014 г. показатели роста ВВП, уровня безработицы и государственной задолженности оставались в Канаде более благополучными, чем в других ведущих рыночных странах. Вместе с тем и здесь не оправдались надежды на ускорение роста экономики. Сохраняется нестабильность и неопределённость перспектив устойчивого подъёма. Продолжают углубляться отраслевые и региональные диспропорции. Внутриэкономическая политика ориентирована на ликвидацию бюджетного дефицита к 2015 г. Главный приоритет внешней политики – диверсификация торгово-инвестиционных связей Канады за пределами Североамериканского континента.
- Ключевые слова
- экономика Канады, экономическая политика правительства Канады
- Дата публикации
- 02.06.2014
- Год выхода
- 2014
- Всего подписок
- 1
- Всего просмотров
- 2052
По совокупности основных показателей – темпам роста ВВП, уровням безработицы и государственной задолженности – общая ситуация в экономике Канады в 2014 г. оставалась более благополучной, чем в других ведущих рыночных странах.
По темпам роста ВВП Канада в 2013–2014 гг. шла вровень с США, значительно обгоняя прочие страны «группы семи» (таблица 1). При этом рецессия 2008-2009 гг. была в США более глубокой и продолжительной, а среднегодовые темпы роста экономики в период 2000–2012 гг. были в Канаде заметно выше, чем в США – 2,2 против 1,9%.
2000–2012 |
2012 |
2013 |
2014* |
|
Прирост реального ВВП, % США Япония Страны зоны евро Великобритания Канада Китай Индия Россия Бразилия |
1,9 0,8 1,4 1,9 2,2 9,4 7,4 5,3 3,6 |
2,8 2,0 –0,7 0,2 1,7 7,7 5,1 3,4 0,9 |
2,2 1,5 –0,4 1,8 2,0 7,7 4,7 1,3 2,5 |
2,1 1,6 0,7 2,7 2,1 7,4 5,2 0,4 0,8 |
Рост потребительских цен, % к предыдущему году (на конец года) США Япония Страны зоны евро Великобритания Канада Китай Индия Россия Бразилия |
2,5 –0,3 2,1 2,3 2,1 2,4 6,6 12,2 6,6 |
1,9 –0,1 2,2 2,7 0,9 2,5 7,3 6,6 5,8 |
1,2 1,6 0,8 2,0 0,9 2,5 6,4 6,5 5,9 |
2,2 2,3 0,6 1,6 2,4 2,6 5,5 6,2 6,5 |
Платёжный баланс, % ВВП США Япония Страны зоны евро Великобритания Канада Китай Индия Россия Бразилия |
–4,3 3,2 –0,2 –2,0 0,4 4,7 –1,0 8,5 –1,0 |
–2,7 1,1 1,0 –3,8 –3,4 2,3 –5,4 3,7 –2,4 |
–2,4 1,1 1,4 –2,9 –3,0 2,1 –5,3 2,6 –3,7 |
–2,3 1,5 1,6 –2,5 –2,5 2,0 –4,9 1,8 –3,4 |
* - прогноз.
Источник: Bloomberg, Scotiabank Economics
В 2013 г. ВВП Канады увеличился на 2% и составил более 1,83 трлн. долл. США (по текущему обменному курсу). В то же время в странах еврозоны суммарный ВВП уменьшился на 0,4% после сокращения на 0,7% в 2012 г. На фоне повторной рецессии, происшедшей в большинстве европейских стран в предшествующие два года, в 2014 г. в «небольшом плюсе» находились Германия, Великобритания и Франция.
«Состояние здоровья» государственных финансов в Канаде лучше, чем в других ведущих рыночных странах, за исключением Германии. Правительство Канады предполагает достичь профицитности федерального бюджета уже в 2015 г. и затормозить рост государственного долга. (При этом его объём будет продолжать расти за счёт задолженности, накапливаемой на уровне субъектов федерации). Все остальные ведущие рыночные страны, за исключением Канады и Германии, обременены большими бюджетными дефицитами и растущими накопленными долгами. В начале 2014 г. дефицит федерального бюджета составлял в Канаде менее 0,3% ВВП, по сравнению с 5,9% в среднем по группе семи ведущих рыночных стран. По оценкам аналитиков, технически правительство Канады могло сбалансировать расходы с доходами уже в этом году, но, вероятно, «оставляет хорошие новости до начала предвыборной кампании» [1]. Очередные всеобщие парламентские выборы должны состояться в Канаде 19 октября 2015г.
В прогнозах ведущих аналитических центров относительно роста ВВП Канады в целом за 2014 г. наблюдается большой разброс показателей – от 1,9 до 2,4%. И вновь речь идёт о неопределённости перспектив устойчивого подъёма. Как отмечают аналитики, «в посткризисном оживлении экономики развитых рыночных стран уже было несколько фальшстартов, но устойчивый подъём так и не начался» [2].
Факторы и перспективы роста экономики Канады в 2014-2015 гг.
Реализация относительно менее оптимистичных сценариев хозяйственного развития и прирост ВВП по итогам 2014 г. менее чем на 2,1%, вероятны по нескольким причинам, как внутреннего, так и внешнего порядка.
Неустойчивый характер восстановления деловой активности, ухудшение ситуации на рынке труда и высокий уровень задолженности населения продолжают тормозить рост потребительского спроса. Ожидается, что в целом за 2014 г. потребительские расходы могут увеличиться на 2,0-2,3%. В период 2000–2012 гг. среднегодовой прирост ВВП был намного выше и достигал 3,1% (таблица 2).
2000– 2011 |
2012 |
2013 |
2014* |
|
Реальный ВВП |
2,2 |
1,8 |
2,0 |
2,1 |
Потребительские расходы |
3,1 |
1,9 |
2,4 |
2,3 |
Инвестиции в секторе жилой недвижимости |
4,0 |
5,6 |
– 0,3 |
– 0,7 |
Частные инвестиции |
3,6 |
4,7 |
0,4 |
0,4 |
Государственные расходы |
3,2 |
– 0,4 |
0,3 |
– 0,3 |
Экспорт |
0,6 |
1,6 |
2,2 |
3,5 |
Импорт |
3,5 |
2,9 |
1,1 |
0,6 |
Прибыли корпораций до вычета налогов |
6,3 |
–2,7 |
–1,7 |
9,5 |
Промышленное производство |
0,3 |
1,2 |
1,8 |
3,3 |
Занятость |
1,5 |
1,2 |
1,3 |
0,7 |
Уровень безработицы (% от численности рабочей силы) |
7,1 |
7,2 |
7,1 |
7,0 |
Индекс цен на потребительские товары и услуги |
2,1 |
1,5 |
0,9 |
2,1 |
Платёжный баланс (млрд. долл.) |
1,9 |
– 62,1 |
– 60,3 |
– 48,2 |
Торговый баланс (млрд. долл.) |
41,0 |
– 11,9 |
–7,3 |
8,1 |
Баланс федерального бюджета (млрд. долл.) |
– 3,3 |
– 25,0 |
– 13,8 |
– 3,6 |
Баланс федерального бюджета, % ВВП |
– 0,1 |
– 1,4 |
– 0,7 |
– 0,2 |
* - прогноз
Составлено по: Scotiabank Global Economic Research. Global Forecast Update, May 30, 2013, p. 5. August 28, 2014, p.5. http://www.gbm.scotiabank.com/English/bns_econ/forecast.pdf
Ситуация на рынке труда в 2014 г. изменилась в худшую сторону. Показатели безработицы в среднем по стране в посткризисный период «зависли» на уровне 7–7,1%. В центральном регионе они заметно выше, а в Атлантических провинциях доля безработных в составе экономически активного населения достигает 9-10% и более (таблица 3). Прогноз роста занятости в 2014 г. – всего 0,7%. Это вдвое ниже среднегодовых темпов в период 2000–2012 гг., составлявших 1,5%. Из созданных в 2013 г. новых рабочих мест более трёх четвертей пришлось на одну Альберту! Эксперты с тревогой отмечают, что вакансии, появляющиеся в прочих регионах, как правило, рассчитаны на частичную или временную занятость [3]. Весьма тревожный индикатор неблагополучного состояния рынка труда, да и всей экономики – снижение уровня экономической активности трудоспособного населения практически везде, кроме Альберты. Иными словами, растёт доля граждан, которые не нашли работу после длительных попыток трудоустроиться и отказываются от дальнейших активных поисков. По этой причине они уже не регистрируются статистикой в качестве безработных. В результате, увеличиваются масштабы скрытой безработицы, тогда как её официальные показатели могут и не указывать на реально происходящее ухудшение ситуации в области занятости.
Годы |
||||
Провинции
|
2009 |
2000–2012 |
2013 |
2014* |
Ньюфаундленд |
14,9 |
14,8 |
11,4 |
11,9 |
Остров принца Эдуарда |
11,7 |
11,3 |
11,5 |
11,3 |
Новая Шотландия |
9,2 |
8,8 |
9,0 |
9,0 |
Нью-Брансуик |
10,1 |
9,5 |
10,4 |
10,0 |
Квебек |
8,3 |
8,2 |
7,6 |
7,7 |
Онтарио |
7,5 |
7,1 |
7,5 |
7,4 |
Манитоба |
5,4 |
5,0 |
5,4 |
5,6 |
Саскачеван |
5,9 |
5,0 |
4,0 |
4,0 |
Альберта |
5,1 |
4,8 |
4,6 |
4,5 |
Британская Колумбия |
6,9 |
6,7 |
6,6 |
6,3 |
Канада |
7,5 |
7,1 |
7,1 |
7,0 |
* - прогноз
Составлено по: Royal Bank of Canada. RBC Economics. Provincial Outlook. September 2014. >>> http://www.rbc.com/newsroom/_assets-custom/pdf/20140911-provfcst.pdf
На фоне наблюдающегося в большинстве провинций застоя в динамике заработной платы, в 2013 и 2014 гг. – впервые за два последних десятилетия – сокращались инвестиции в секторе жилой недвижимости. Этого не происходило в Канаде даже во время недавней рецессии. Среднегодовой прирост таких инвестиций в предшествующие десять лет составлял 4,2%. В 2014 и 2015 гг. ожидается снижение расходов в жилищном секторе на 1% и уменьшение численности строящихся домов и квартир примерно на 10% в год. Это неизбежно становится тормозом для роста строительной индустрии, а также некоторых промышленных производств.
Эксперты МВФ и ОЭСР уже несколько лет предупреждают о том, что рынок жилья в Канаде «перегрет» и при медленном росте доходов населения в больших городах произойдёт обвал цен и резкое сокращение масштабов строительства. Однако в Канаде такого обвального падения не ожидают. Здесь были и остаются весьма строгими правила ипотечного кредитования, уровень задолженности населения по жилищным кредитам находится в разумных пределах и в последние три года снижается. Кроме того, зарубежные эксперты не учитывают ещё одно, весьма существенное обстоятельство. Дело в том, что в последние несколько лет самыми массовыми покупателями жилой недвижимости в крупнейших городах стали состоятельные иммигранты из стран Азии (Китая, прежде всего) и Ближнего Востока. Однако в начале 2014 г. в Канаде ужесточили режим приёма иммигрантов и предоставления гражданства, а, главное, на неопределённый срок приостановили действие инвесторской программы, позволявшей покупателям дорогой жилой недвижимости быстро и в обход обычных процедур получать вид на постоянное жительство. Примечательно, что в китайских средствах массовой информации одобрительно отозвались об этих решениях, отметив, что они «послужат препятствием для коррупции в Китае» [4].
Совокупные государственные расходы в 2013г. увеличились всего на 0,3%. В 2014 г. они уменьшились на те же 0,3%, поскольку на федеральном уровне и в регионах принимаются меры по сокращению бюджетных дефицитов. Таким образом, после 2011 г. государственные ассигнования перестали использоваться в целях стимулирования роста экономики Канады.
Важно учитывать, что в децентрализованной канадской федерации порядка 60% государственных расходов приходится на власти субнационального уровня. До 2009 г. большинство провинций имели сбалансированные бюджеты. После рецессии дефицита нет только у одной из них. Завершив антикризисные проекты, большинство провинций теперь уже не располагают средствами для поддержки роста экономики. Не случайно авторитетные эксперты обращаются с призывами к федеральному правительству «не добиваться достижения бюджетных профицитов любой ценой», а срочно начать реализацию проектов по уже объявленному в прошлом году плану развития производственной и транспортной инфраструктуры. По мнению бывшего главы ЦБ Канады Д.Доджа, это – «лучшее, что на данной стадии может сделать правительство для оживления деловой активности», при большой недогрузке производственных мощностей, высокой безработице и низких процентных ставках [5].
Ранее предполагалось, что подъём деловой активности в 2013 и 2014 гг. будет поддерживаться за счёт продолжающегося роста частных инвестиций. В 2011 г. их объём увеличился весьма существенно – на 13%. В 2012 г. последовал вполне солидный прирост на 4,7%, причём основную роль в этом сыграли инвестиции нефтегазовых и горнодобывающих компаний. Однако затем, в условиях ухудшения глобальной хозяйственной ситуации, а также снижения спроса и цен на многие виды сырьевых товаров эти компании сократили свои инвестиционные планы. В 2013 и 2014 гг. «анемичный», как его оценили эксперты, рост инвестиций в предпринимательском секторе составил всего 0,4% в год. Это – худшие показатели за весь период после выхода канадской экономики из рецессии в середине 2009 г. Впервые с тех пор свои инвестиционные планы «урезали» компании горнодобывающих отраслей, оптовой и розничной торговли.
Капиталовложения продолжают динамично расти в нефтегазовой промышленности, а также в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, системы газоснабжения, водоснабжения, канализации и т.п.), в сфере транспорта и складского хозяйства.
В том, что касается внешних движущих сил хозяйственной активности, то по-прежнему нет уверенности в том, что существенно повысится и станет устойчивым спрос на канадский экспорт. А этот фактор весьма важен для относительно небольшой и «открытой» (весьма зависимой от внешнеторговых и инвестиционных связей) экономики. До кризиса 2008–2009 гг. экспорт достигал почти 30% ВВП Канады, и при этом около 25% всех производимых товаров и услуг предназначалось для американских рынков. В начале 2014 г. экспорт товаров в США, по оценкам министерства финансов Канады, примерно на 40 млрд. долл. «не дотягивал» до прежнего высокого уровня. И только в середине года – спустя шесть лет после окончания рецессии – этот уровень был, наконец, достигнут.
Некоторые надежды возлагаются на то, что конкурентоспособность канадских промышленных товаров возрастёт благодаря существенному снижению курса национальной валюты. В 2009-2012 гг. канадский доллар удерживался примерно на уровне паритета с долларом США, что отрицательно сказывалось на экспортном потенциале обрабатывающих отраслей. Во второй половине 2013 и в 2014 г. наблюдалось падение курсов валют во всех странах с большим ресурсным сектором. В силу внешних и внутренних факторов курс канадского доллара упал до самых низких значений за последние пять лет. Предполагается, что в 2014–2015 гг. он будет колебаться в пределах 85-92 долл. США. Многие эксперты, включая главу ЦБ Канады, считают такое снижение благоприятным для национальной экономики [6].
Отраслевые и региональные диспропорции продолжают углубляться
В Канаде сохраняется крайняя неравномерность в динамике развития ресурсных отраслей и обрабатывающего сектора. В свою очередь, это ведёт к дальнейшему углублению региональных диспропорций. По данным национального Статуправления, в 2013 и первой половине 2014 г. почти весь прирост ВВП пришёлся на регионы с сильным ресурсным сектором и, в первую очередь, на «нефтегазовую провинцию» Альберта [7]. Здесь, а также ещё в двух богатых ресурсами провинциях темпы реального роста экономики составляли 4% и более, тогда как в центральном промышленном регионе – провинциях Онтарио и Квебеке – они заметно уступали средненациональным показателям (таблица 4). Ещё хуже была ситуация в небольших провинциях Атлантического региона.
Годы |
||||
Провинции |
2009 |
2000–2012 |
2013 |
2014* |
Ньюфаундленд |
–10,2 |
2,8 |
7,9 |
0,9 |
Остров принца Эдуарда |
–0,1 |
1,8 |
1,4 |
1,3 |
Новая Шотландия |
–0,1 |
1,6 |
0,8 |
1,6 |
Нью-Брансуик |
–0,3 |
1,3 |
0,0 |
0,9 |
Квебек |
–0,3 |
1,8 |
1,1 |
1,7 |
Онтарио |
–3,6 |
1,9 |
1,2 |
1,9 |
Манитоба |
0,0 |
2,3 |
2,2 |
2,0 |
Саскачеван |
–3,9 |
2,1 |
4,8 |
2,2 |
Альберта |
–4,5 |
3,2 |
3,9 |
3,9 |
Британская Колумбия |
–1,8 |
2,5 |
2,0 |
2,1 |
Канада |
–2,5 |
3,0 |
2,8 |
2,7 |
* - прогноз
Составлено по: Royal Bank of Canada. RBC Economics. Provincial Outlook. September 2014. http://www.rbc.com/newsroom/reports/rbc-economic-outlook.html
Главная причина вялой хозяйственной активности в большинстве провинций – продолжающиеся процессы эрозии многих обрабатывающих производств. Конкуренция со стороны более дешёвого импорта из Азии и Латинской Америки не ослабевает, а частичный «решоринг» (т.е. возврат производства из-за рубежа), осуществляемый американскими ТНК, не распространяется на канадские звенья выстроенных ими глобальных производственных цепочек.
По уточнённым данным, доля обрабатывающих производств в ВВП Канады, упавшая с 17,8% в 2002 г. до 12,8% в 2010 г., продолжает снижаться и достигла отметки в 12% в 2012 г.
В этом плане особенно показательна ситуация в автомобилестроении, которое вместе со смежными производствами (текстиля, металлов, искусственной кожи, пластмасс, приборов и т.п.) составляет базовый комплекс в обрабатывающем секторе Онтарио – крупнейшей по масштабам экономики и численности населения провинции. До кризиса Канада занимала четвёртую позицию в мире по выпуску легковых и грузовых автомобилей. В 2013 г. страна оказалась на 10-м месте, притом что 80% легковых автомобилей, выпускаемых канадскими предприятиями интегрированного североамериканского автопрома, предназначено для поставок в США. В посткризисный период «большая тройка» свела до минимума инвестиции в Канаде, тогда как в Мексике в отрасль было вложено около 6,5 млрд. долл. [8]. В период с 2010 по 2013 г. в течение трёх лет канадские предприятия не получали от головных компаний никаких инвестиций, и только в 2012 г. «Дженерал моторс» вложила 180 млн. долл. в расширение производственных мощностей.
Несмотря на происшедший в США в 2013 г. рост продаж автомобилей, поставки из Канады упали на 4%. Руководители корпораций «Крайслер» и «Дженерал моторс» откровенно дали понять правительству Канады и властям провинции Онтарио, что не только строительство новых предприятий, но и судьба уже действующих находится под вопросом, поскольку в Канаде «слишком высоки» издержки на рабочую силу, а власти не готовы предоставить такие же льготы, какие обещаны в штатах Мичиган и Кентукки [9].
Ключевую роль в посткризисном росте канадской экономики играет ресурсный сектор. В 2013 г. в большинстве отраслей горнодобывающей промышленности и цветной металлургии из-за снижения глобального спроса и цен сокращались объёмы экспорта, прибылей и инвестиций. В 2014 г. производство начало постепенно восстанавливаться. Главным же локомотивом роста остаётся топливно-энергетический сектор и, в первую очередь, нефтегазовая промышленность.
По объёмам добычи сырой нефти, включая обычную и битуминозную нефть, Канада занимает 3-е место среди стран, не входящих в ОПЕК и 7-е место в мире. По данным Международного энергетического агентства (International energy agency, МЭА), в 2012 г. здесь добывалось 3,8 млн. баррелей в день (б/д), по сравнению с 10,7 млн. в России, 9,2 млн. в США, 2,9 млн. в Мексике, 2,2 млн. в Бразилии [10].
Разведанные месторождения «нефтяных песков» обеспечивают Канаде третье место в мире среди стран, обладающих крупнейшими источниками нефти – после Саудовской Аравии и Венесуэлы. С начала 2000-х и до 2012 г. инвестиции в разработку нефтяных песков росли чрезвычайно быстро, причём зарубежные инвестиции до недавних пор составляли более половины суммарных вложений. В результате объёмы производства битуминозной нефти за последние пять лет выросли в два с лишним раза и в дальнейшем будут увеличиваться опережающими темпами по сравнению с добычей обычной нефти.
По прогнозам МЭА, к 2030 г. объёмы добычи нефти в Канаде могут составить порядка 5,7 млн. б/д. На первое место в мире уже к 2015 г. выйдут США. Предполагается, что объём добычи здесь достигнет 11,5 млн. б/д в 2020 г. и будет сохраняться на этом уровне до 2030 г. Россия переместится на третье место, постепенно снизив добычу нефти до 9,9 млн. б/д в 2020 г. и 9,6 млн. б/д в 2030 г.
Прогноз Канадской ассоциации производителей нефти по её добыче в 2030 г. составляет 6,7 млн. б/д, а это 1 млн. превышает оценки МЭА. Однако и в том, и в другом случае отмечаются два необходимых условия осуществления прогнозов – наличие рынков сбыта и соответствующей инфраструктуры для транспортировки.
Реализация мегапроектов по освоению месторождений нефтяных песков в Канаде изначально была связана с планами создания единого Североамериканского энергетического рынка. До недавних пор предполагалось, что добываемая в Альберте битуминозная нефть будет отправляться главным образом на экспорт в США. «Беспрепятственный доступ Соединённых Штатов Америки к энергетическим ресурсам Канады» – таков главный пункт соглашения ФТА, позднее ставший составной частью соглашения НАФТА. И 25 лет назад таков был главный мотив для заключения американской стороной договора о свободной торговле с Канадой [11]. Теперь же в результате «сланцевой революции» и внедрения новых технологий добычи США намереваются через несколько лет полностью обеспечить свои потребности в нефти, а со временем и экспортировать углеводородные энергоносители.
Что касается канадской нефти, то, вероятно, что уже в скором времени она станет не нужной на американских рынках в растущих объемах. И именно этим, прежде всего, а не вдруг обнаруженной «особой экологической опасностью» добычи и перекачки битуминозной нефти, объясняется многократный перенос принятия решения о строительстве трансграничного участка нефтепровода Keystone XL. Супернефтепровод проектировался в расчёте на перекачку порядка 830 тыс. баррелей нефти в день из районов добычи в Альберте до перерабатывающих заводов в Техасе. Процесс принятия решения по трансграничному участку растянулся на шесть с лишним лет, хотя обычно такого рода проекты утверждались не позднее чем через полтора года. В середине 2014 г. стало понятно, что, скорее всего, ныне действующая администрация Б.Обамы не будет возвращаться к этому вопросу до проведения в США очередных президентских выборов.
Бывший посол Канады в США и в прошлом активный участник переговоров по НАФТА Д.Бёрни заявил, что бездействие администрации Б.Обамы и отказ принять решение по завершению строительства нефтепровода напрямую нарушает положения договора НАФТА. В настоящее время Д.Бёрни, как и бывший премьер-министр Канады Б.Малруни, стали энергичными лоббистами расширения экспорта нефти и газа в Китай и другие страны Азии. «Наилучшим ответом со стороны Канады был бы выход на новые рынки сбыта для наших энергоносителей. Только это привлечёт внимание в Вашингтоне. До тех пор, пока они удерживают монопольные позиции по отношению к нашим ресурсам, они будут продолжать вести себя так, как делают это сейчас» – заявил Д.Бёрни на пресс-конференции в конце апреля [12].
Подписание самого крупного в истории (400 млрд. долл.), долгосрочного контракта на поставки природного газа в Китай из России произвело шоковый эффект в Канаде. По оценкам экспертов, это кардинальным образом изменило ситуацию в газовой промышленности не только в Канаде, но и на мировых рынках сжиженного газа [13].
Курс на диверсификацию внешнеэкономических связей
На проводимых в Канаде бизнес-форумах и в серьёзных публикациях по актуальным проблемам экономической политики теперь уже постоянным рефреном стало признание необходимости диверсифицировать внешнеэкономические связи, развивать отношения на основе принципов свободной торговли с возможно более широким кругом стран.
До недавнего времени, Канада, помимо главного для неё договора НАФТА, имела соглашения о взаимной либерализации торгово-инвестиционных режимов только с несколькими небольшими государствами, не относящимися к числу ведущих рыночных стран. Поэтому в Оттаве считают большим достижением подписание в октябре 2013 г. принципиальной договорённости заключить Всеобъемлющее торгово-инвестиционное соглашение между Канадой и Европейским союзом (СЕТА) [14]. По мнению же критиков, правительство поторопилось объявлять об успехах. Хотя переговоры ведутся уже шесть лет, в середине 2014 г. работа над окончательным текстом соглашения СЕТА была ещё далека от завершения. Затем должна последовать подготовка документов для ратификации и собственно процесс ратификации всеми странами-участницами, а также провинциями Канады.
В марте 2014 г. благополучно завершилась, наконец, драматичная история с соглашением о свободной торговле между Канадой и Кореей. Переговоры между двумя странами начались ещё в 2005 г. и длились около 10 лет с перерывом. В 2011 г. намечался их заключительный этап. Но тогда аналогичные переговоры с Кореей начали Соединенные Штаты, и по «наработанным с Канадой шаблонам» соглашение было быстро подписано. Переговоры же с Канадой правительство Кореи, «утратив интерес к менее крупному рынку», приостановило. В результате объёмы канадского экспорта в Корею упали, по оценкам экспертов, примерно на 1,5 млрд. долл. в год. В 2012 г. Канада поставила в Корею товаров и услуг примерно на 3 млрд. долл., а корейский экспорт в Канаду превысил более 6 млрд. долл. В связи с возросшей конкуренцией со стороны американских производителей, в Канаде не рассчитывают на быстрое сокращение дисбаланса в торговле с Кореей. Тем не менее, правительство С. Харпера считает соглашение с этой страной весьма важным, с точки зрения дальнейшего выхода на рынки других азиатских государств, в частности, Японии [15].
Многие в бизнес-ообществе и политических элитах Канады считают, что важнейшим направлением развития торгово-инвестиционных связей должен быть Китай. До прихода к власти в 2006 г. Консервативной партии связи между двумя странами развивались по нарастающей. Но затем из-за резкого охлаждения отношений по причинам политико-идеологического характера, в Китае была приостановлена реализация уже подписанных контрактов и договорённостей. С.Харпер, став премьер-министром, дважды проигнорировал официальные приглашения посетить Китай, до 2009 г. неоднократно допускал острые критические замечания в адрес китайского руководства по поводу нарушения принципов демократии и прав человека. На парламентских слушаниях по вопросам внешней политики, в ходе которых обуждались проблемы в отношениях с Китаем, С.Харпер заявил, что правительство Канады «не поступится принципами в угоду всемогущему доллару». Однако в период глобального кризиса и посткризисного восстановления экономики правительство консерваторов под давлением влиятельных группировок канадского бизнеса предприняло беспрецедентные усилия для восстановления между двумя странами «отношений стратегического партнерства», налаженного в прежние годы правительствами Либеральной партии. В течение 2009–2012 гг. премьер-министр Канады трижды посетил Китай с официальными визитами. В феврале 2012 г. было подписано несколько крупных торговых и инвестиционных контрактов, а также общее соглашение о взаимной поддержке и защите инвестиций. В течение того года был заключён (и утверждён канадским правительством) ряд сделок по приобретению китайскими госкорпорациями крупных активов в нефтегазовой отрасли [16].
В то же время в Канаде сильны позиции противников значительного расширения торгово-инвестиционных связей с Китаем и, в особенности, «массированного проникновения» гигантских госкорпораций в ресурсные и иные отрасли национальной экономики. Так, соглашение о взаимной поддержке и защите инвестиций канадская сторона до сих не ратифицировала. С 2013 г. вступили в силу более строгие правила проверки инвестиционных сделок с участием иностранных государственных компаний. В сфере добычи нефти из битуминозных песков им разрешено покупать только такие по величине активы, которые не обеспечивают контроля над предприятием (или месторождением). Следствием этого стало резкое сокращение в 2013 и 2014 гг. китайских инвестиций в нефтегазовый сектор Канады.
Летом 2014 г. канадские СМИ широко растиражировали материалы о случаях промышленного и военного шпионажа со стороны Китая. Вскоре после этого в Китае были арестованы канадские предприниматели по обвинению в промышленном шпионаже. В канадских средствах массовой информации были опубликованы выдержки из отчётов Канадской службы безопасности и разведки (КСБР), в которых указывалось, что «зарубежные госкомпании, имеющие связи с разведслужбами и правительствами своих стран, стремятся получить контроль над стратегическими секторами канадской экономики» и «это может представлять угрозу для национальной безопасности Канады» [17].
Вполне возможно, что всё это повлияло на снижение поддержки населением политики развития торгово-инвестиционных связей с Китаем. В 2014 г. доля граждан, позитивно оценивающих такую политику снизилась до 37% по сравнению с 51% в прошлом году. Эксперты Канадо-китайского делового совета указывают, что большинству канадцев неведомо, что Китай уже стал вторым крупнейшим торговым партнёром страны, и что масштабы канадского экспорта в Китай за последние шесть лет удвоились, тогда как торговля с Соединёнными Штатами до сих пор заметно уступает предкризисным уровням [18].
Некоторые авторитетные аналитики считают, что противоречивость и непоследовательность политики канадских властей в отношении Китая в значительной мере связана с влиянием Соединённых Штатов.
* * *
В прогнозах ведущих аналитических центров относительно роста национальной экономики в 2015 г. так или иначе сформулирован следующий вывод. В ближайшие несколько лет не следует ожидать, что среднегодовой прирост ВВП вернётся к уровню 3% и более. Такой показатель был типичен для периода до начала Великой рецессии (т.е. глобального финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг.). Некоторое время после выхода канадской экономики из рецессии (это произошло в середине 2009 г.) такие надежды сохранялись. Однако анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на динамику деловой активности в 2012-2014 гг., приводит экспертов к выводу: правительство должно принять тот факт, что экономика в течение продолжительного периода будет расти медленно. И государственная экономическая политика должна строиться с учётом этого обстоятельства [19].
В 2014 г. бюджетная программа федерального правительства была полностью подчинена целям ликвидации разрыва между его расходами и доходами к моменту развёртывания весной 2015 г. очередной предвыборной кампании. Комментаторы назвали эту программу «минималистской», поскольку в ней не содержалось сколь-нибудь значимых расходных или налоговых инициатив. Предполагается, что в марте 2015 г., представив последнюю в этом политическом цикле бюджетно-экономическую программу, правительство С. Харпера будет «набирать очки всеми возможными способами», стремясь обеспечить Консервативной партии поддержку со стороны широких слоёв потенциальных избирателей.
Библиография
- 1. The Bank of Montreal. International Economic Outlook. BMO Research. June 12, 2014.
- 2. Royal Bank of Canada. RBC Economic Outlook, June 12, 2014 http://www.rbc.com/newsroom/reports/rbc-economic-outlook.html
- 3. Economic impact of Canada’s housing slowdown will be felt broadly, says Scotiabank economist. Canadian Press, April 16, 2014 http://business.financialpost.com/2014/04/16/canada-housing-economy/
- 4. Marr G. More Canadian real estate being scooped up by foreign investors. March 26, 2014 http://business.financialpost.com/2014/03/26/more-canadian-real-estate-being-scooped-up-by-foreign-investors/?__lsa=7b7d-1b28
- 5. Investment in infrastructure needed at this stage in Canadian recovery, former central banker says. The Canadian Press. Junе 11, 2014 http://www.cbc.ca/news/business/focusing-on-deficits-won-t-build-economy-david-dodge-says-1.2672161
- 6. Nicolau A. Canadian dollar set for long slide as stars align against currency. The Financial Post, March 24, 2014 http://business.financialpost.com/2014/03/24/canadian-dollar-set-for-long-slide-as-stars-align-against-currency/
- 7. Western growth pulls away further from rest of Canada’s. Canadian Press. April 30, 2014 http://business.financialpost.com/2014/04/30/western-growth-pulls-away-further-from-rest-of-canadas/. Royal Bank of Canada. RBC Economics. Provincial Outlook. September 2014. http://www.rbc.com/newsroom/reports/rbc-economic-outlook.html
- 8. Office of Automotive and Vehicle Research at the University of Windsor. Annual Study, April 5 2014. http://www1.uwindsor.ca/odette/canadian-auto-investment-stalls
- 9. Keenan G. Canadian auto investment stalls. The Globe and Mail, Apr. 08 2014, http://www.theglobeandmail.com/report-on-business/canadian-auto-investment-stalls/article17889334/
- 10. Hussain Y. Canada to emerge as the fourth-fastest growing oil player in the world: IEA. The Financial Post, November 12, 2013 http://business.financialpost.com/2013/11/12/canada-to-emerge-as-the-fourth-fastest-growing-oil-player-in-the-world-iea/?__lsa=5f20-4b87
- 11. McCarthy Sh. America’s light oil, Canada’s heavy problem. The Globe and Mail, Apr. 04 2014, http://www.theglobeandmail.com/report-on-business/industry-news/energy-and-resources/americas-light-oil-canadas-heavy-problem/article17839122/
- 12. Burney D., Hampson F. As China’s ascent continues, Canada is missing in action. The Globe and Mail, May 05, 2014, http://www.theglobeandmail.com/globe-debate/as-chinas-ascent-continues-canada-is-missing-in-action/article18461606/
- 13. Foreign Policу: Россия и Китай изменят энергетическую карту мира. http://news.mail.ru/politics/19730564/?frommail=1
- 14. См.: Немова Л.А. Всеобъемлющее торгово-инвестиционное соглашение между Канадой и Евросоюзом: взгляд из Канады // Электронный журнал «Россия и Америка в XXI веке», №3, 2013, www.rusus.ru
- 15. Cudmore J. Canada-South Korea trade deal appears close after decade of talks. CBC News March 10, 2014 http://www.cbc.ca/news/politics/south-korean-trade-deal-sets-up-fight-between-auto-agriculture-sectors-1.2566122?autoplay=true
- 16. См. Немова Л.А. Регулирование иностранных инвестиций в Канаде // «Мировая экономика и международные отношения», №6, 2014.
- 17. Ljunggren D. CSIS warning on China security threat dogged CNOOC-Nexen debate in Canada. Reuters, 24.12.2012 (http://business.financialpost.com/2012/12/24/csis-warning-on-china-security-threat-dogged-cnooc-nexen-debate-in-canada/)
- 18. Lunn S. China trade ties a concern for Canadians surveyed. CBC News, June 10, 2014 http://www.cbc.ca/news/politics/china-trade-ties-a-concern-for-canadians-surveyed-1.2667450
- 19. Ragan C. What Now? Addressing the Burden of Canada’s Slow-Growth Recovery. C.D. Howe Institute Reports. July 30, 2014 http://www.cdhowe.org/pdf/Commentary_413.pdf