Effect of Rome Law to development of legal education in the Russian Empire
Table of contents
Share
QR
Metrics
Effect of Rome Law to development of legal education in the Russian Empire
Annotation
PII
S013207690000230-5-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Dmitry Pashentsev 
Affiliation:
Institute of legislation and comparative law under the Government of the Russian Federation
Moscow city pedagogical University
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
133-138
Abstract

The article shows the influence of Roman law on the formation of a European university education and on the development of the legal education system in the Russian Empire. Influence of Roman law on the development of legal education in Russia is traced in three basic areas: the impact of universities on the line; impact through the reception of law; influence through legal ideology. It is emphasized that the increase of interest in Roman law contributed to the formation of the national school of scientific research in the area of the Roman legal culture.

Keywords
Roman law, legal education, the Russian Empire, the university, reception
Received
31.07.2018
Date of publication
09.10.2018
Number of purchasers
13
Views
3324
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 В современных условиях актуальность научного анализа широкого проблемного поля, связанного с развитием отечественного юридического образования, детерминирована целым рядом факторов. Во-первых, востребованность юридического образования в постсоветский период определила его массовый характер, причем количество в этом случае пока не перешло в качество. Во-вторых, главная задача юридического образования с государственно-правовых позиций состоит не столько в подготовке определенного числа хороших и востребованных специалистов, сколько в повышении общего уровня правосознания населения страны. Именно от этого зависит потенциальный успех (или неуспех) государственного реформирования, приведения государственно-общественных отношений в новое качественное состояние1.
1. См.: Грудцына Л.Ю., Иванова С.А., Пашенцев Д.А., Петровская О.В. Развитие высшего юридического образования в современной России. М., 2014. С. 4.
2 Система юридического образования может рассматриваться как система сложного типа, которая, с одной стороны, входит в качестве составной части в более широкую образовательную систему, с другой - состоит из большого количества различных подсистем. В связи с этим большое значение имеет выбор методологии научного анализа юридического образования и определяющих специфику его развития факторов.
3 Влияние римского права на развитие отечественного юридического образования представляется сложным, комплексным и неоднозначным. Понять его на основе формально-юридического подхода вряд ли представляется возможным. Более логичным будет исходить из “неустранимости исторического и социокультурного контекста научного познания”2. Многогранность любого социального явления предполагает односторонность и неполноту его описания. Если мы понимаем право не просто как систему исходящих от государства норм, но как те нормы, которые воспроизводятся в повседневной практике и реализуются субъектами правоприменения, то мы должны признать всю значимость человека как субъекта права в любых правовых явлениях. Отсюда следует необходимость не только рассмотреть институциональное воздействие римских правовых институтов на развитие юридического образования, но и проанализировать их влияние на процесс складывания правового менталитета.
2. См.: Честнов И.Л. Право как механизм социального конструирования властью государства и общества // Право как основа взаимоотношений государства и общества. М., 2015. С. 48.
4 Римское право представляет собой одну из великих правовых систем. И нет сомнений, что влияние его широко распространилось сначала по Европе, а затем и за ее пределами. Именно в Древнем Риме зародились многие представления о юриспруденции, которые сегодня стали привычными и играют основополагающую роль. Юридическое образование также началось именно с римского права, когда в средневековой Европе возник интерес к изучению трудов римских юристов, появились комментаторы этих трудов – глоссаторы и постглоссаторы, стали возникать первые университеты. И не случайно первым факультетом первого европейского университета стал именно юридический факультет. По словам проф. И.Л. Честнова, “именно в университетах вырабатывается общеевропейское право (национальных законодательств в то время еще не существовало), а главным источником права становится доктрина”3.
3. Честнов И.Л. История политических и правовых учений. Теоретико-методологическое введение. СПб., 2009. С. 159.
5 Римское право с полным основанием можно рассматривать как одну из основ современной европейской цивилизации. Это относится и к принципам римского права, и к особенностям его преподавания и изучения, заложившим базу европейской образовательной традиции. Как справедливо пишет В.А. Томсинов, «“университетская” традиция римского права с ее опорой на авторитетный текст не просто зародилась в рамках средневекового западноевропейского общества, она – эта традиция – была неотъемлемым элементом данной общественной системы и ее духовной культуры»4. Рецепция римского права, по словам Ф. Паульсена, увеличила спрос на юридическое образование, способствовала формированию бюрократической государственности5.
4. Томсинов В.А. О сущности явления, называемого «рецепцией римского права» // Очерки по теории права. Римское право в средневековой Европе. М., 2010. С. 279.

5. См.: Паульсен Ф. Исторический очерк развития образования в Германии. М., 1905. С. 68.
6 Успех римского права, сохраняющего свою силу и жизнеспособность и после краха римской государственности, по мнению П.В. Виноградова, можно объяснить его главными характеристиками.
7 Во-первых, римское право было политически востребовано. П.В. Виноградов объяснял это следующим образом: “Римская правовая система была подчинена идее государства, господствующего над индивидуумами и классами и свободного от характерного для феодализма смешения публичных и частных интересов. Рецепция римского права не могла не привлечь к себе всех пионеров государственности”6.
6. Виноградов П.Г. Очерки по теории права. Римское право в средневековой Европе. М., 2010. С. 260.
8 Во-вторых, римское право соответствовало потребностям экономического развития, основанного на праве частной собственности, устанавливая достаточно широкие рамки для совершения сделок.
9 В-третьих, римское право обладало и продолжает обладать несомненной научной значимостью, формируя методологическую базу для развития научной юриспруденции и системы юридического образования.
10 Г.В. Мальцев, напротив, призывал не преувеличивать значения универсальных элементов в римском праве.
11 Анализируя последствия процесса рецепции римского права в средневековой Европе, отмечал Г.В. Мальцев, необходимо учитывать, что в Риме была создана особая правовая культура. В центре этой культуры стоит фигура адвоката: “Это – особый тип правовой культуры, порождаемый кризисным состоянием коммерциализированного общества”7. По мнению ученого, сегодня близкий к указанному тип правовой культуры существует в Соединенных Штатах Америки, внедряется и в других странах.
7. Мальцев Г.В. Культурные традиции права. М., 2013. С. 322.
12 Г.В. Мальцев полагал, что в Риме так и не сложилось целостной и непротиворечивой правовой системы. Более того, в последний период существования римского государства право его стало переживать упадок: “Задолго до начала новой эры имперский Рим начал проматывать правовое наследие, оставшееся от предков, и в конце концов оказался перед возможностью его утраты. Кто знает, как бы сложилась историческая судьба римского права, если бы Византия, считавшая себя преемницей лучших государственных и юридических традиций Рима, не восстановила и не кодифицировала его, но для этого, по существу, потребовалось восстановить это право из забвения, заново собрать сохранившиеся источники”8.
8. Там же. С. 318.
13 Можно предположить, что приписываемые римскому праву качества вплоть до его идеализации представляют собой сложившийся в Средневековье и поддерживаемый научным сообществом миф. Но в этом случае надо признать, что миф этот сыграл очень весомую роль в правовом развитии целого ряда государств. И здесь нет противоречия, так как мифы в праве играют важную роль. Как отмечает В.П. Малахов, миф необходимо понимать как глубинный слой всех форм духовной жизни людей. Процесс мифологизации сопровождает и нормативно-регулятивные системы, и познавательную деятельность в целом9.
9. См.: Малахов В.П. Мифы современной общеправовой теории. М., 2013. С. 4, 8.
14 Миф о римском праве получил свое развитие в ХII в. и в этом качестве послужил одной из основ формирования западноевропейской традиции права. Г. Дж. Берман подчеркивал важную роль римского права для складывания средневекового правового мышления: “Римское право предоставило перспективу для анализа господствующих законов и идеалы для проверки истинности господствующих законов”10. Можно сказать, что оно сыграло роль должного по отношению к европейскому праву как сущему.
10. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998. С. 134.
15 Цитируемый ученый называет три “ингредиента”, которые потребовались для создания западной традиции права: первым из них стали римские юридические тексты, составленные при Юстиниане, вторым – схоластический метод их анализа и синтеза, третьим – преподавание права в университетах Европы11. Из этого следует, что западная правовая традиция сформировалась не столько под влиянием римского права, сколько под воздействием преподавания римского права, т.е. в основе этого процесса лежал научно-педагогический фактор. Без первых университетов, которые возникли именно благодаря имевшейся потребности в изучении и преподавании римского права, не было бы современной правовой системы европейских государств.
11. См.: там же. С. 127.
16 Современные ученые справедливо пишут о том, что характерная для романо-германской правовой семьи кодификация возникла на основе кодифицированного позднеримского права12. Остается добавить, что европейская кодификация стала результатом деятельности большого количества ученых, которые получили университетское образование, изучили римское право и адаптировали его принципы к потребностям своей эпохи.
12. См.: Марченко М.Н. Влияние римского права на формирование и развитие романо-германского права // Вестник Московск. городского педагогического ун-та. Сер. "Юридические науки". 2016. № 1. С. 33.
17 Таким образом, возникнув в Средневековой Европе, юридическая наука и юридическое образование с самого начала были взаимосвязаны, неотделимы друг от друга. Местом их пересечения стали европейские университеты, в которых именно изучению права (наряду с теологией, философией и медициной) отводилась ведущая роль.
18 Сегодня система юридического образования рассматривается как важный фактор формирования национальной правовой системы. Она непосредственным образом воздействует на развитие права, его восприятие обществом, на функционирование всех правотворческих и правоприменительных структур. Кроме того, без юридического образования не может быть и юридической науки, а без юридической науки нет полноценно развивающейся правовой системы13.
13. См.: Пашенцев Д.А. Юридическое образование как фактор формирования правовой системы России // Право и образование. 2011. № 3. С. 72.
19 Системное взаимодействие между развитием права и развитием юридического образования особенно очевидно в рамках современного антропоцентристского подхода к исследованию правовой реальности. Именно такой подход “соответствует общему импульсу современного мировоззрения – провозглашению личности высшей ценностью, предполагающему переосмысление вечной проблемы – соотношения человека и общества”14.
14. Честнов И.Л. Человеческое измерение правовой реальности: на пути к формированию персоноцентристской теории права // Актуальные проблемы права в современной России: сб. науч. ст. Вып. 10. М., 2009. С. 47.
20 Принимаемые и защищаемые государством нормы становятся правом тогда, когда получают свою реализацию в действиях основного субъекта права. Таким образом, личностное начало приобретает ведущую роль в процессе формирования и дальнейшего развития всей правовой системы. И наибольший вклад в формирование и развитие правовой системы вносят именно те субъекты, которые в силу своих профессиональных обязанностей имеют постоянное и непосредственное взаимодействие с правовой средой. В этом проявляется определяющее влияние системы юридического образования, которое ориентировано на подготовку специалистов правовой сферы общества. Особенности национальной системы юридического образования определяют мировоззрение будущих творцов и применителей права и тем самым закладывают основы развития всей правовой системы.
21 Рассматривая влияние римского права на развитие юридического образования в России, отметим, что его можно проследить в рамках трех базовых направлений:
  1. влияние по линии университетов;
  2. влияние через рецепцию права;
  3. влияние через правовую идеологию.
22 Рассматривая же особенности влияния римского права по линии университетов, отметим, что в развитии юридического образования Россия по времени значительно отставала от Европы. Если в Болонском университете обучать юристов стали уже в ХI в., то в нашей стране университетское юридическое образование появилось только в ХYIII столетии. Столь существенный разрыв во времени не мог не сказаться на качественных и количественных показателях юридического образования. Вместе с тем, организаторы образования в нашей стране имели возможность использовать уже накопленный в европейских университетах опыт. Из-за отсутствия собственных педагогических кадров первыми профессорами Московского университета стали иностранцы, и преподавание велось на иностранных языках.
23 В Указе “Об учреждении Московского университета и двух гимназий” было установлено, что на юридическом факультете создаются три кафедры - натурального народного права (естественного права), российской юриспруденции и политики. Соответственно, вводились три профессорские должности: профессор всей юриспруденции (для ведения курсов естественного права и права Римской Империи - древней и новой), профессор юриспруденции российской (со знанием российских законов) и профессор политики (специалист по международному праву и международным отношениям со знанием истории предмета)15. Как видим, российское университетское образование с самого начала включало в себя изучение римского права.
15. См.: Юртаева Е.А. Система юридического образования в Российской Империи // Журнал росс. права. 2009. № 3. С. 116.
24 Изучение римского права вырабатывало у российских студентов-правоведов логику и стройность правового мышления, закладывало прочный фундамент для понимания и познания практической юриспруденции. В сочетании с расширением сети юридических учебных заведений это принесло свои плоды. На основе быстро развивавшегося юридического образования сформировалась отечественная юридическая наука, которая уже в ХIХ в. достигла мирового уровня. Достаточно назвать имена таких авторитетных российских ученых-правоведов, как Н.Н. Алексеев, М.Ф. Владимирский-Буданов, Н.М. Коркунов, С.А. Муромцев, Л.И. Петражицкий, Н.С. Таганцев, Г.Ф. Шершеневич и многие другие. Концепции и теории, разработанные российскими правоведами, во многом не устарели и в наше время, а в период Российской Империи они воспринимались всей мировой юридической общественностью как новаторские.
25 В качестве практического результата развития отечественной системы юридического образования назовем подготовку и проведение масштабной и передовой судебной реформы 1864г., которая была бы невозможна при отсутствии высокоразвитой юридической науки.
26 Рецепция римского права осуществлялась по двум линиям: из Византии и из европейских государств.
27 Влияние Византии проявлялось в основном в период русского Средневековья. Как справедливо отмечает А.А. Дорская, “формирование российской государственной традиции практически сразу осуществлялось с учетом византийского фактора: русский митрополит до 1448 года присылался из Византии, нормы византийских правовых сборников регулировали вопросы брака, семьи и т.п.”16. Представляется, что в сфере права речь может идти в первую очередь, о праве церковном. Кормчие книги, Эклога, Прохирон, Номоканон – все эти византийские источники непосредственно действовали в России в той сфере общественных отношений, которая полностью или частично регулировалась церковью.
16. Дорская А.А. Основные этапы формирования государственно-правовой традиции в России // Вестник СГЮА. 2016. № 2. С. 33.
28 Рецепция европейского права происходит уже в период Российской Империи. В это время уже можно говорить о достаточно масштабных заимствованиях, причем как целых институтов, например нотариата, так и полноценных источников права. Например, Вексельный устав 1729 г. был полностью заимствован из немецкого законодательства и даже официально опубликован сразу на двух языках.
29 В целом именно Германия стала в этот период источником самых масштабных правовых заимствований. В свою очередь, именно Германия в наибольшей мере среди всех европейских государств восприняла структуры и принципы римского права, что отчетливо видно на примере Германского гражданского уложения.
30 Можно проследить следующую цепочку: римское право повлияло на формирование германской пандектной школы, которая, в свою очередь, стала основой для становления мощной цивилистической науки в Российской Империи. Под влиянием изучения римского права возникла также немецкая историческая школа права, которая оказала существенное воздействие на российскую юриспруденцию, определив стойкий интерес к историческим аспектам права. В результате деятельности исторической школы “идея закономерного развития права стала незыблемым достоянием юриспруденции”17. Влияние исторической школы права в Российской Империи проявилось в том, что почти все работы XIX столетия, посвященные гражданскому праву, финансовому праву и другим отраслям, начинались с обширного исторического экскурса. Во многом под влиянием исторической школы права в России стала развиваться наука истории права. Все это нашло свое отражение в содержании юридического образования.
17. Новгородцев П. Историческая школа юристов. Ее происхождение и судьба // Немецкая историческая школа права. Челябинск, 2010. С. 113.
31 Третье базовое направление влияния римского права на юридическое образование в России мы охарактеризовали как влияние через правовую идеологию. Оно более размыто и не всегда может быть конкретизировано. Оценивать этот тип влияния можно в основном по косвенным признакам и по его результатам. В этом контексте отметим, что возникновение и развитие юридического образования в России отличались от соответствующего процесса в Западной Европе не только по времени, но и по ряду сущностных характеристик, а именно: если причиной появления юридического образования в Европе стало желание студентов учиться, и первые университеты возникали фактически как свободные союзы студентов и профессоров, основанные на договорных отношениях, то в нашей стране причиной возникновения университетов с юридическими факультетами стала потребность государства в квалифицированных кадрах18. С самого начала университет представлял собой не основанную на академических свободах ассоциацию, созданную для изучения римского права, но учреждение, выполнявшее государственную функцию и строго регламентированное. Тем не менее, как уже отмечалось, римское право преподавалось в университетах Российской Империи практически все время их существования, занимая в учебных программах важное место. Как замечает В.А. Томсинов, российские правоведы второй четверти ХIХ в. осознавали, что отечественной юриспруденции недоставало логических форм, общих понятий и принципов, которые вполне можно позаимствовать из римского права. В связи с этим раздавались призывы расширить преподавание римского права на юридических факультетах19.
18. См.: Юртаева Е.А. Указ. соч. С. 116.

19. См.: Томсинов В.А. Юридическое образование и юриспруденция в России во второй трети ХIХ века. М., 2010. С. 58.
32 Возрастание интереса к римскому праву способствовало формированию отечественной школы научных исследований в сфере римской правовой культуры. Появились научные работы в сфере римского права, которые отличались методологическим разнообразием. По мнению современных ученых, “рецепция римского права в российском юридическом образовании осуществлялась в специфических условиях. Отечественная школа была более свободна от многовековой традиции изучения догмы римского права, а большинство научных исследований в этой области носило историко-юридический характер”20.
20. История и методология юридической науки / под ред. СПб., 2014. С. 149.
33 В целом можно сказать, что в европейском юридическом образовании и юридической науке идеи римского права воспринимались непосредственно, а в России – опосредованно. В результате у нас сложилась иная, отличная от европейской правовая ментальность, которая “представляет собой неоднозначный, чрезвычайно сложный, противоречивый и вместе с тем оригинальный, самобытный социально-правовой феномен”21.
21. Там же. С. 143.
34 Преподавание римского права в российском юридическом образовании играло важную роль, но принципиально иную, чем в европейских университетах. Если в Европе университеты фактически были созданы именно римским правом и его изучением, то в нашей стране университеты создавались по воле государства и его усилиями для подготовки образованных чиновников. Римское право служило не целью, а средством. Оно воспринималось не как образцовый эталон, а как способ формирования профессионального юридического мышления. В итоге развитие юридического образования в Российской Империи с самого начала пошло принципиально иным, по сравнению с Европой, путем.

References

1. Chestnov I.L. Istoriya politicheskikh i pravovykh uchenij. Teoretiko-metodologicheskoe vvedenie. SPb., 2009. S. 159.

2. Tomsinov V.A. O suschnosti yavleniya, nazyvaemogo “retseptsiej rimskogo prava” // Ocherki po teorii prava. Rimskoe pravo v srednevekovoj Evrope. M., 2010. S. 279.

3. Vinogradov P.G. Ocherki po teorii prava. Rimskoe pravo v srednevekovoj Evrope. M., 2010. S. 260.

4. Mal'tsev G.V. Kul'turnye traditsii prava. M., 2013. S. 322.

5. Berman G. Dzh. Zapadnaya traditsiya prava: ehpokha formirovaniya. M., 1998. S. 134.

6. Chestnov I.L. Chelovecheskoe izmerenie pravovoj real'nosti: na puti k formirovaniyu personotsentristskoj teorii prava // Aktual'nye problemy prava v sovremennoj Rossii: sb. nauch. st. Vyp. 10. M., 2009. S. 47.

7. Dorskaya A.A. Osnovnye ehtapy formirovaniya gosudarstvenno-pravovoj traditsii v Rossii // Vestnik SGYuA. 2016. № 2. S. 33.

8. Novgorodtsev P. Istoricheskaya shkola yuristov. Ee proiskhozhdenie i sud'ba // Novgorodtsev P. i dr. Nemetskaya istoricheskaya shkola prava. Chelyabinsk, 2010. S. 113.

9. Istoriya i metodologiya yuridicheskoj nauki: ucheb. dlya vuzov / pod red. Yu.A. Denisova, I.L. Chesnokova. SPb., 2014. S. 149.

Comments

No posts found

Write a review
Translate