- Код статьи
- S30346177S0424738825030014-1
- DOI
- 10.7868/S3034617725030014
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 61 / Номер выпуска 3
- Страницы
- 5-16
- Аннотация
- Необходимость фиксации конкретной формы индивидуальных функций полезности в предложенном А. Бергсоном функционале общественного благосостояния ставит вопрос о наличии метрик, единообразное применение любой из которых ко всем членам рассматриваемого социума позволяет объективно решать эту задачу. Рассмотрен метод «композитного блага», предполагающий увязку нумерации гиперповерхностей безразличия со «скалярной величиной» набора благ с неизменной структурой, принадлежащего каждой из них. Показано, что его применение при максимизации «бергсониана» в условиях заданных ресурсных ограничений позволяет определить общественный оптимум с точностью до избранного состава соответствующего набора и показателей его «предельной нумерации» у каждого члена социума. Ограничения, проявляющиеся при применении этого метода, заставляют обратиться к самой природе ординалистской парадигмы. Приводятся аргументы в пользу «логической рокировки» понятий «полезность» и «предпочтения» и перехода на этой основе к «обновленному кардиналистскому подходу», в рамках которого понятие «полезность» применялось бы не к отдельным благам, а их наборам. В заключительной части статьи показано, что «формат бергсониана» не является необходимым, как полагал его автор, для того чтобы общественный оптимум характеризовался Парето-эффективностью. Эта же задача решается и при использовании функции общественной полезности, аргументами которой являются количества благ, попадающих в распоряжение каждого члена общества при условии, что в состав ограничений соответствующей модели включается требование равенства у всех членов общества предельных норм замещения благами друг друга.
- Ключевые слова
- индивидуальный и общественный выбор функционал общественного благосостояния А. Бергсона («бергсониан») метод «композитного блага» согласование индивидуальных и общественных интересов ординалистская теория полезности «обновленный кардинализм»
- Дата публикации
- 18.12.2025
- Год выхода
- 2025
- Всего подписок
- 0
- Всего просмотров
- 33
Библиография
- 1. Маркс К. (1961). Критика Готской программы. В кн.: К. Маркс, Ф. Энгельс «Сочинения». Изд. 2-е. М.: Госполитиздат. Т. 19. С. 9–32.
- 2. Маршалл А. (1993). Принципы экономической науки. Пер. с англ. М.: Прогресс.
- 3. Некипелов А. (2023). Поиск социального оптимума: погоня за призраком? // Вестник Российской академии наук. Т. 93. № 5. С. 415–427.
- 4. Некипелов А. (2024). О возможности формирования обновленной парадигмы теорий индивидуального и группового выбора // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. Т. 76. № 1. С. 33–43.
- 5. Nekipelov A. (2024). On the possibility of forming an updated paradigm of theories of individual and group choice. Economics of the North-East: Problems and Prospects of Development, 76 (1), 33–43 (in Russian).
- 6. Arrow K. (1951). Social choice and individual values. N.Y., L.: John Wiley & Sons, Inc., Chapman Hall.
- 7. Bentham J. (1780). An introduction to the principles of morals and legislation. London: T. Payne and Sons.
- 8. Bergson A. (1938). A reformulation of certain aspects of welfare economics. Quarterly Journal of Economics, 52, 310–334.
- 9. Houthakker H.S. (1950). Revealed preference and the utility function. Economica. New Series, 17 (66), 159–174.
- 10. Kreps D.A. (1990). Course in microeconomic theory. Princeton: Princeton University Press.
- 11. Lange O. (1942). The foundations of welfare economics. Econometrica, 10, July–October, 215–228.
- 12. Lerner A. (1944). Economics of Control. N.Y.: The Macmillan Co.
- 13. Samuelson P.A. (1947). Foundations of economic analysis. 6th ed. Bombay, Calcutta, Madras: Oxford University Press.
- 14. Samuelson P.A. (1948). Consumption theory in terms of revealed preference. Economica. New Series, 15 (60), November, 243–253.
- 15. Silberberg E. (1990). The structure of economics. A mathematical analysis. 2nd ed. N.Y.: McGraw-Hill Publishing Company.